Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие скоростно-силовых качеств у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-12-06 10:22:22
Статью разместил(а):
Кравченко Екатерина Валерьевна

Развитие скоростно-силовых качеств у детей дошкольного возраста

Автор: Кравченко Екатерина Валерьевна 

МДОУ "Детский сад № 6 "Белоснежка", г. Люберцы

 

Аннотация: Статья посвящена развитию скоростно-силовых личностных качеств у детей дошкольного возраста посредством спортивной акробатики, поскольку спортивная акробатика обладает невиданными возможностями и ресурсами для этого. В то же время развитие обозначенных физических качеств у детей в данном возрасте создает предпосылки для их активной умственной и физической деятельности, необходимой в дальнейшем в процессе школьного обучения. В этом и состоит, прежде всего, актуальность выполненной работы. Раскрыты теоретико-методологические подходы, используемые в реализованном исследовании с современных научных позиций, выявлены особенности спортивной акробатики в физическом развитии детей, а также рассмотрены технологические аспекты по формированию у них определенных физических и психологических личностных качеств. 

Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, акробатика, скоростно-силовые качества.

 

В современных условиях социально-экономического развития общества приобретает особую значимость духовно-нравственное и физическое развитие детей дошкольного возраста, поскольку в данном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития личности. При этом дошкольники испытывают высокую физиологическую потребность в двигательной активности, в развитии скоростно-силовых личностных качеств. Безусловно, сформированность обозначенных качеств посредством специальных координационных упражнений скоростно-силового характера, таковыми, в частности, являются акробатические упражнения, в дальнейшем позитивно отразится на развитии познавательной активности дошкольников и на их духовно-нравственное становление. 

Изложенное выше определило научную проблему исследования: как обеспечить эффективное формирование скоростно-силовых качеств у детей дошкольного возраста посредством спортивной акробатики? 

Обозначенная проблема, её высокая практическая значимость и недостаточная научная разработанность обуславливают актуальность проводимого исследования, связанного с формированием скоростно-силовых качеств у детей дошкольного возраста, занимающихся спортивной акробатикой. 

Задачи исследования: 

проанализировать научную и научно-методическую литературу по данной проблематике; 

определить теоретико-методологические подходы исследования и технологические аспекты, обеспечивающие успешное развитие скоростно-силовых личностных качеств у детей дошкольного возраста посредством спортивной акробатики; 

экспериментально проверить эффективность формирования скоростно-силовых качеств у детей дошкольного возраста посредством занятий спортивной акробатикой. 

Данная проблема в методологическом аспекте рассматривается также с позиций системного и деятельного подходов.

В исследовании применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы; тестирование физической подготовленности; метод экспресс – оценки физического здоровья; математико-статистическая обработка данных. 

Новизна исследования заключается в выявлении методических условий развития психофизического здоровья у детей дошкольного возраста средствами спортивной акробатики. Предложенные методические условия развития психофизического здоровья детей могут быть успешно использованы в детских спортивных школах, в дошкольных учреждениях и учителями по физической культуре начальных классов в целях укрепления здоровья детей, что обуславливает практическую значимость работы. 

В настоящее время высокие спортивные достижения в таких видах спорта как спортивная гимнастика, акробатика и родственные им, могут планироваться исключительно на базе ранней спортивной специализации. 

Как показывает педагогическая действительность, среди различных видов гимнастики наиболее эффективными для физического развития детей старшего дошкольного возраста является спортивная акробатика. Ациклический, сложно-координационный вид спорта – спортивная акробатика, способствующая гармоничному развитию занимающихся, универсальному совершенствованию двигательных способностей, улучшению и стабилизации показателей здоровья.  

Опыт педагогической работы свидетельствует, что наиболее эффективными в системе средств физического воспитания являются гимнастические упражнения по спортивной акробатике. Такие занятия способствуют формированию у детей ценностно-смыслового отношения к красоте человеческого тела, эстетическому воспитанию, глубинному восприятию музыкального сопровождения. Последнее развивает не только музыкальный слух, чувство ритма и согласованности движений, а также способствует развитию координации, и психоэмоциональных чувств. 

Упражнения спортивной акробатики характеризуются произвольным управлением движениями. Поэтому одна из основных задач подготовки в спортивной акробатике напрямую связана с искусством владения собственным телом в естественных условиях. Из физических качеств, играющих большую роль в спортивной акробатике, важнейшую роль играет гибкость во всех своих проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах). Занимаясь спортивной акробатикой, дети также приобретают специально-двигательные навыки, умение противостоять потере равновесия, тренируют вестибулярный анализатор, участвующий в балансировании, формируется устойчивость к укачиванию, приобретается правильная осанка, точность оценки пространства и времени, пластичность движений, мышечно-суставная чувствительность, культура движений, выразительность. 

Специфика спортивной акробатики характеризуется особыми условиями отбора детей в специализированные группы. Ключевое значение придается в процессе отбора таким факторам, как спортивная одаренность, здоровье, физическое развитие, особенности телосложения, общая и специальная физическая подготовка, психофизиологические особенности, техническая подготовленность, психика, характер, условия деятельности и жизни отбирающегося.  

Целостность и динамичность – это основные составляющие структуры занятий акробатикой. Под целостностью понимается вовлеченность всех звеньев тела в выполняемом движении. Динамичность упражнений спортивной акробатики заключается в приоритете движений динамического характера, которые выполняются с различной скоростью и силой, а также в применении интенсивных и значительных перемещений на площадке.

Спортивная акробатика развивает двигательную функцию тела, что оказывает значительное влияние на становление соответствующих структур мозга. Сокращения мышц стимулируют кровообращение мозга, в кору головного мозга поступают потоки нервных импульсов, которые повышают её тонус. Это, в свою очередь, является важным фактором стойкого повышения работоспособности, созревания и усовершенствования всех анализаторных систем и, таким образом, сенсорики ребёнка, являющейся первой ступенью познания окружающего мира. 

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, так как именно в этот период происходит функциональное совершенствование физиологических и биохимических изменений организма, представляющих собой единый процесс, который формирует отдельные функции нервно-мышечного аппарата, глубоко связанные между собой. Физическое развитие в этом возрасте характеризуется непрерывным изменением основных показателей: длины, массы тела, окружности головы и грудной клетки.

Таким образом, научные исследования морфофункциональных систем организма детей дошкольного возраста показывают, что созревание различных систем организма ребенка происходит в соответствии с закономерностями возрастного развития, которые необходимо учитывать в практике физического воспитания. 

 

 Список литературы: 

1. Коркина В.П «Спортивна акробатика» Учебник для институтов физкультуры.

2. Фомин Н.А. "Физиология и спорт".

3. Г. Доман. "Как сделать ребенка физически совершенным".

 

. . . . .