Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук

Дата публикации: 2021-12-06 13:52:31
Статью разместил(а):
Сидорова Зинаида Николаевна

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук

Автор: Сидорова Зинаида Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 26 общеразвивающего вида»

 

Аннотация: Дети дошкольного возраста постоянно изучают окружающий их мир через прикосновения.

Ключевые слова: пальчиковые игры, мелкая моторика.

 

Дошкольное детство - весьма короткий отрезок в жизни человека, но он имеет огромное значение. В данный период развитие ребенка происходит очень бурно и стремительно. Особенно активно совершенствуется мелкая моторика кисти руки дошкольника. Очень часто мелкая моторика плохо развита, отсюда дети плохо говорят. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Один из них - это пальчиковые игры. 

Пальчиковые игры являются эффективным средством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

А что же такое вообще моторика и пальчиковые игры? 

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.

Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом.

Пальчиковые иг ры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой мот рики рук у дошкольников. Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому.

Дл я развития мелкой моторики рук и координации движений используются следующие методы и приемы работы: 

- Пальчиковый игротренинг. 

- Массаж кистей рук. 

- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. 

- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками. 

- Пальчиковый театр. 

- Разучивание потешек. 

- Использование атрибутов к пальчиковым играм.

В процессе пальчи ковых игр боль шое внимание уделяется массажу самих пальцев.

В применении пальчиковых игр нужно придерживаться двух принципов обучения - это "от простого к сложному" и "самостоятельно по способностям". Этот подход поможет решить в игре сразу несколько задач, связанных с развитием творческих способностей:

· Пальчиковые игры дадут пищу для ума;

· Они создают условия, которые опережают развитие способностей;

· Формировать у детей интерес к подобным упражнениям, превратить их в занимательную игру.

· Развивать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями.

· Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом: 

– развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; 

– развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. 

Практика показывает, что у детей в дошкольном возрасте обнаруживается недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость, а также имеется недоразвитие пальцевого праксиса. Пальчиковые игры помогают детям в развитии мелкой моторики, им они интересны, занятие превращается в увлекательную игру.

 

Список литературы:

1. Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей» издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012г.

2.  Гаврина С.Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. М.: Академия развития, 1998.

3.  Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., АСТ, 2004.

4. Черных Е.В. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа. 1993.

 

. . . . .