Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Современные методы активизации экологической проектной деятельности дошкольников

Дата публикации: 2021-12-08 08:15:03
Статью разместил(а):
Неустроева Ирина Анатольевна

Современные методы активизации экологической проектной деятельности дошкольников

Авторы: Неустроева И.А., Бикбаева М.В., Коробова Е.И.

МБДОУ "Детский сад № 41", г. Иркутск

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются современные методы активизации экологической проектной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрываются содержание работы, определены её формы и методы.

Ключевые слова: экологическое мышление, развитие нравственных качеств, формирование умений, дошкольники.

 

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и радоваться им.

Всем известно, что дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы в данном направлении в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда. Она, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям:

- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; умение отдавать предпочтение объектам природы, а не искусственным предметам);

- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания у детей чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изобразительной деятельности и т. п.);

Организуя работу в данном направлении, мы используем метод экологического проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Экологическая проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью экологической проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ экологическая проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Проанализировав ситуацию, мы выявили следующие проблемы по данному вопросу:

· Уровень знаний детей о природе недостаточный;

· Семья не готова на сегодняшний день самостоятельно осуществлять экологическое воспитание;

· Воспитатели также нуждаются в пополнении своих знаний по экологии. 

Далее мы обозначили цели, задачи и пути реализации системы экологической работы в ДОУ: создание условий, раскрывающих интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.

Задачи:

· Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты.

· Расширить кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края.

· Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.

· Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям.

· Развивать речь, навыки коммуникативного общения, воображение, фантазию, мышление, внимание.

· Формировать бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения и взаимодействия с ними.

· Вести просветительскую, консультативную работу с родителями.

Пути реализации проекта:

· Создание условий для экологического воспитания.

· Повышение педагогической грамотности педагогов.

· Обновление содержания, форм и методов работы с детьми.

· Экологическое просвещение родителей.

При разработке проекта были учтены многие аспекты: тип проекта (практико-ориентированный, познавательно-исследовательский, долгосрочный, открытый, коллективный); сроки реализации; методы и формы работы (наглядные, словесные, практические, игровые; экспериментирование (опыты), наблюдение, моделирование, игровые и проблемные ситуации); участники; условия реализации проекта; этапы и их содержание (подготовительный: сбор и анализ литературы по данной теме, выявление проблемы; обсуждение аспектов экологического воспитания на педагогических заседаниях; анкетирование родителей по данной проблеме; выявление знаний детей по экологии (диагностика); определение цели, исходя из интересов и потребностей детей; планирование предстоящей деятельности; обеспечение методического и дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап: апробация содержания долгосрочного проекта; проведение мероприятий согласно плана; взаимодействие с родителями, представителями общественных организаций для реализации основных задач; освещение результатов реализации проекта на сайте детского сада.

Заключительный этап: выставки продуктов самостоятельной и совместной со взрослыми детской деятельности; фотомонтажи мероприятий; видеоматериалы; выпуск газеты «Юный эколог»; проведение акций «За небо, за воду, за родную природу!», «Посади дерево дружбы», создание методического продукта по результатам реализации проекта; обобщение опыта на информационных сайтах, в СМИ).

Большое внимание было уделено ресурсному обеспечению, обратной связи (анкеты для родителей, тестовые задания для детей, консультации по запросу родителей, рефлексия совместной деятельности, творческие работы детей и взрослых); основным принципам успешной реализации проекта:

1. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и современной воспитательно – образовательной работы.

2. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

3. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопонимание взрослого и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

4. Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом возраста, подготовленности, разумности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

5. Принцип системности подразумевает достижение цели решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что получает получить прогнозируемый результат.

6. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта у детей:

- Созданы необходимые условия для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;

- Дети готовы самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;

- Дети умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

- Дети освоили знания об экологии родного края;

- Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе

- У дошкольников сформировано стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

- Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.

- Исследовали землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

- Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; умеют правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

- У родителей повысился уровень экологического сознания, сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.

Перспектива дальнейшего развития проекта:

Все то, что будет достигнуто и создано при реализации данного проекта, будет приведено в систему для активного использования в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты.

К экологическому проекту будут привлекаться как можно больше родителей. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.  

 

. . . . .