Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности обучения грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи

Дата публикации: 2021-12-09 14:03:40
Статью разместил(а):
Тарасова Инна Геннадьевна

Особенности обучения грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи

Автор: Тарасова Инна Геннадьевна

МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 18", г. Островцы

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о проблемах обучения грамоте детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Ключевые слова: тяжёлые нарушения речи, обучение грамоте, дошкольники.

Тематическая рубрика: дошкольное образование. 

 

В период дошкольного детства важное значение для развития ребенка имеет становление речи. К сожалению с каждым годом отмечается рост числа детей с речевыми нарушениями - дети стали хуже говорить. Это обусловлено серьезными причинами. Социальные проблемы часто не позволяют родителям  уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих  детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.  В связи с этим речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна.  

Думаю, каждый специалист отмечает, что с каждым годом становится все больше детей с тяжёлыми нарушениями речи. Если не проведена достаточная, в полном объеме, коррекционная работа, как следствие, в дальнейшем возникают проблемы и с письменной речью: акустическая дисграфия, артикуляторно-акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, серьёзные трудности в обучении грамоте.

У детей с ТНР в процессе коррекционной логопедической работы необходимо уделять внимание ряду факторов. А именно: овладение детьми фонетической системой языка, ее лексическим составом и грамматической структурой. Под овладением фонетической системой языка подразумевается с одной стороны, коррекция дефектов звуков, с другой – подготовка к овладению грамотой в объёме, предусмотренном программой для первого класса массовой школы. 

Но при этом необходимо учитывать основополагающие дидактические принципы (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т.д.).

В общем виде решение поставленных задач сводится к следующему.

В первую очередь с помощью специальных приемов исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью внимание детей привлекается к различию между твёрдыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на чёткие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой. Таким образом, введение в коррекционную систему упражнений, имеющих в виду анализ и синтез звукового состава речи, помогает решить одновременно две задачи – ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте, кроме всего перечисленного, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове; членить предложения на слова.

Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка. 

К сожалению, в данный момент, учитывая, что детей с ТНР становится все больше, логопедам приходится строить свою работу так, что материал, рассчитанный на два года, нужно усвоить за один учебный год.

А ведь необходимо учесть, что к первому классу детям необходимо усвоить следующие навыки:

- Иметь представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Различать гласные и согласные звуки, уметь подбирать слова на заданные звуки.

- Иметь  представления о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Дифференцировать согласные звуки по акустическим признакам и  по месту образования.

- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

- Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. Познакомить с буквами. Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

- Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков,  «печатания»; выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки их из пластилина, «рисования» в воздухе.

- Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

- Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.

- Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У).

- Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды.

По моим наблюдениям, родители не в полной мере понимают речевые проблемы своих детей и в силу этого не оказывают им должного внимания. Именно это и явилось мотивом для создания и реали­зации проекта «Гласные-прекрасные», который мы провели с детьми подготовительной логопедической группы.

Проект проводился в течении недели и участниками стали: дети подготовительных логопедических групп (6—7 лет), их родители, воспитатели,  учитель-логопед. 

В течении всей недели с детьми проводились дидактические игры и игровые упражнения, направлен­ные на формирование фонетико-фонематической сто­роны речи и обучение грамоте,  изготовление рукотворного альбома «Все они гласные». 

Был проведен конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных буквах», на котором каждый ребенок рассказал небольшое четверостишье о гласной букве.   

Мы с ребятами и их родителями мастерили из различных материалов буквы. Материал поделок был очень разнообразен. Мы использовали шишки, ткань, картон, пластик, дерево, фанеру, цветную бумагу, ленты, крышки от бутылок, крупу, бусы, пуговицы, пластилин и многие другие материалы.

Приготовили выставку работ детей и родителей «Все они разные, но все они гласные» (объемные модели букв). Провели веселый досуг - логопедическая игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая». 

Таким образом, краткосрочный про­ект достиг своих основных целей: ро­дители увидели проблемы своих де­тей, получили возможность увидеть игры и игровые упражнения, направ­ленные на их преодоление, выказали желание использовать их. В ходе реализации проекта «Гласные-прекрасные» были закреплены у детей полученные знания о буквах и звуках.

 

Список литературы:

1. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Изд. 2-е. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.

2. Варенцова Н.С., Обучение дошкольников грамоте, М.: Мозаика-Синтез, 2009.

3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В., Развитие фонематического слуха у дошкольников, М.: АКАЛИС, 1995.

4. Затулина Г.Я., Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте, М.: ООО «Центр педагогического образования», 2008.

5. Филякина Л.К. «Считайка для малышей. Промакашка для фантазеоов» / Под ред. М.В. Ганькиной, А.С. Русакова. – М.: ТЦ Сфера; СПб: Образовательные проекты, 2016.

 

. . . . .