Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Приобщение дошкольников к миру художественной литературы

Дата публикации: 2021-12-09 15:51:30
Статью разместил(а):
Беломестных Елена Валерьевна

Приобщение дошкольников к миру художественной литературы

Автор: Беломестных Елена Валерьевна

МБДОУ "Д/с № 5 "Солнышко", г. Усть-Илимск

 

Аннотация: Автор предлагает новые формы работы с книгой, способствующие продвижению книги и чтения у детей.

Ключевые слова: кейс-игра, книжные жмурки, экран прочитанных книг, бук-трейлеры, игра-буклет, литературные коллажи, буккроссинг.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Рядом с детьми книг становится все меньше, а экранов все больше. Как не потерять связь с книгой? Многие люди признают пользу чтения книг и важность этого занятия для развития личности, однако наблюдения показывают, что читающих людей с каждым годом становится все меньше. В интернете популярна цитата: «Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор». Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы.

В последние годы в работе детских садов появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения у детей. Некоторые из них уже вошли в практику детского сада, другие ждут своего применения. С этой целью предлагаю подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.

В своей работе я использую игры (интеллектуальные, познавательные, развивающие, творческие, настольные), в основу которых положены произведения художественной литературы. Книга довольно часто становится стимулом к игре. Такие игры не только рекламируют книгу, но и помогают по- новому представить творчество писателей и поэтов, сделать их ближе и понятнее детям. Кроме того, благодаря игровым элементам работа с книгой становится не только полезным, но и интересным занятием. Игры оказывают положительное влияние на формирование социального поведения, способствуют обучению и поиску принятия решения, развивают умение анализировать ситуации, навыки групповой работы.

Кейс-игра. Метод кейсов, или метод анализа практических ситуаций, признан в мировой практике одним из самых эффективных способов обучения. Цель метода: научить человека анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы и находить оптимальные варианты их решения. Суть игры заключается в том, чтобы пробудить у ее участников интерес к литературному произведению, которое им еще неизвестно.

Тематика кейса очень разнообразна. Суть игры: дети делятся на группы, после чего воспитатель знакомит их с произведением, авторами, главными героями, очень кратко рассказывается ситуация, в которой в данный момент оказываются герои и затем зачитывается отрывок из книги, содержащий какую-либо интригу и не доходя до конца эпизода, воспитатель предлагает ребятам найти свой вариант развития сюжета, для игроков можно подготовить подсказки: соответствующую музыкальную композицию, различные иллюстрации, рисунки, опорные слова. В конце, когда например, можно сказать, что герои поступили по-другому, а как именно можно узнать из произведения.

Книжные жмурки – воспитатель предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и ребенок не видит, какую книгу выбирает. Прочитав книги дома с семьей, ребенок на следующий день делится впечатлениями о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес семьи к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

Экран прочитанных книг помогает отследить динамику чтения детей. На стенд-экран рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.

Буктрейлеры в последнее время превратились в отдельный самобытный жанр, очень похож на трейлер к фильму, ребята рекламируют какую-либо книгу, представляя яркие и узнаваемые моменты книги, визуализируют ее содержание.

Интересным вариантом литературной игры является игра-буклет  - форма опосредованной долговременной игры поискового и творческого характера. Удобство такой формы работы с ребятами заключается в том, что все игровые задания оформляются в индивидуальные издания (буклеты) и дети получают их в личное пользование. Это позволяет им играть в любом удобном для себя месте и в любое время. Цель создания игр-буклетов разная. Они могут рекомендовать книги различной тематики – например, «Животный мир Сибири», «Мужские профессии». Буклет может стимулировать и перечитывание, осмысление прочитанного,  - это буклеты авторского (например по рассказам В.Бианки) и жанрового характера (поэзия, басни, рассказы). Наконец, они могут направлять творческую энергию дошкольников, предлагая им игровые идеи для творческой разработки и реализации.

Литературные коллажи – еще одна из применяемых мной форм работы с книгой. Это способ организации текстового пространства при помощи соединения разнородных элементов. Применяется литературный фото-коллаж для систематизации знаний после знакомства с творчеством писателя, поэта. Это своего рода визуализация прочитанного материала.

Буккроссинг. Его идея довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому». В раздевалке у нас находится чемодан с книгами, где дети и родители могут взять домой любую книгу, оставить свой отзыв о ней, рекомендации, принести свою. 

Перечисленные новые формы работы с книгой позволяют сделать чтение как неотъемлемую составляющую образа жизни детей в саду, необходимую для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа, театрализация помогают сделать книгу привлекательной и актуальной в глазах ребят. Дети не только должны быть включены в действие эмоционально, как в классических формах работы, но и непосредственно участвовать в действии, внося в него те или иные коррективы, активно импровизируя.

 

. . . . .