Экологический модуль как разновидность методов экологического воспитания
Экологический модуль как разновидность методов экологического воспитания
Автор: Сидюк Ирина Алексеевна
МБДОУ "Д/с № 26", ст. Медведовская Тимашевского района Краснодарского края
Аннотация. В этой статье автор пишет о том, что для привлечения внимания к проблеме экологии современным детям, воспитанным экранной культурой телевизоров, компьютеров и гаджетов, необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Автор делится опытом использования в работе эко-модуля, как разновидность методов экологического воспитания. Экологические модули активизирует познавательную деятельность, ребёнок становится активным участником экспериментального процесса, вступает в диалог с педагогом.
Ключевые слова: эко-модуль, экологическое воспитание, дошкольники
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я уделяю немало времени экологическому воспитанию. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, наблюдений и т.д.
Основной задачей своей работы воспитания дошкольников считаю, сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает воображение и творческие способности.
В этом мне помогают эко-модули, как разновидность методов экологического воспитания. Экологические модули активизирует познавательную деятельность, ребенок становится активным участником экспериментального процесса, вступает в диалог с педагогом. Вот поэтому у меня и появилась идея о создании целой серии Экологических модулей, таких как «Мусор - Земле не к лицу!», «Экосистема водоёма», «Загрязнение Мирового океана», «Путешествие воздушного шарика».
Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы на примере модуля «Мусор - Земле не к лицу!».
В эко-модуль входит несколько этапов, которые помогают раскрыть каждый эко-модуль в полном объеме:
1. «Экологический ай-стоппер». Современные дети отличаются «клиповым мышлением», воспитанные экранной культурой телевизоров, гаджетов. Их внимание очень сложно привлечь к проблеме экологии. Необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо.
Таким является ай-стоппер - ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент привлекающий внимание. Задача стоппера остановить случайно брошенный взгляд, вызвать любопытство, приковать внимание, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.
После того как внимание детей приковано к ай-стопперу, начинаю беседу по данному эка-модулю. Ставим перед собой проблему, ищем пути рещения.
(Примеры ай- стопера в эко-модуле «Мусор - Земле не к лицу!» - «Гелевый шар», «Корзины для мусора».)
2. «Интерактивный плакат». Интерактивный плакат в первую очередь призван обеспечить высокий уровень наглядности познавательной деятельности. Может быть представлен в электронном виде, а также в виде настенного или настольного панно. В нашем случае это большой лист плотной бумаги, на котором изображен соответствующий фон, содержащий много прорезей для крепления отдельных деталей. Очень удобной является магнитная доска, на которой с помощью магнитов крепятся натуралистические картинки, тексты, задачи. Изготовили интерактивный плакат «Вторая жизнь мусора», «Планета, просит помощи», плакат на магнитах «Сортировка мусора».
3. Инфографика – простое и наглядное графическое представление информации. главная цель инфографики - быстро и чётко передать изучаемый материал. Инфографику можно использовать в исследовательской и проектной деятельности. На занятиях (ООД) можно применять для обобщения и закрепления изученного материала по теме.
Преимущества инфографики: помогает дошколятам правильно организовывать и анализировать информацию; диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации.
Так же я использую инфографику для создания буклетов, флаеров, чек-листов в работе с родителями.
4. Экологический микрофон. В ходе беседы вместе с детьми образуем круг и, передавая друг другу микрофон, ребята высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства, активизируются слабоактивные дети группы - «Говорит тот, у кого микрофон». Такой этап может проходить в разных формах: интервью, рассказ, выступление.
5. Экологический продукт. Итогом по работе с эко-модулем является выпуск Анимированного видео – это яркий, динамичный и необычный способ визуализировать информацию. Такая видеоинформация быстро запоминается и вызывает положительные эмоции. Анимированное видео поможет рассказать интересную историю из жизни, пригласить на мероприятие, дает возможность проявить себя.
Таким образом, я делаю вывод о том, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует: познавательному развитию ребенка, формированию экологически грамотного поведения детей их родителей в разных видах деятельности.