Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Ознакомление дошкольников с различными материалами посредством познавательно-исследовательской деятельности

Дата публикации: 2021-12-30 23:23:20
Статью разместил(а):
Голикова Ольга Игоревна

Ознакомление дошкольников с различными материалами посредством познавательно-исследовательской деятельности

Автор: Голикова Ольга Игоревна

 МОУ «Удимская № 2 СОШ», структурное подразделение «Детский сад общеразвивающего вида № 34 «Ёлочка», п. Удимский, Архангельская область

 

Аннотация: В данной статье предоставлен опыт по развитию познавательных способностей старших дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности в форме проекта «Из чего сделаны предметы». В ходе данного проекта дошкольники знакомятся с материалами, из которых изготовлены предметы ближайшего окружения, их свойствами и качествами, историей их появления и применением их человеком. Реализация проекта осуществляется через разные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, опытно-экспериментальную, игровую, художественно-продуктивную.

Ключевые слова: экспериментальная деятельность, дошкольники.

Тематическая рублика: дошкольное образование.

 

С рождения ребенка окружает мир предметов, сделанных из различных материалов. Все материалы имеют определенные свойства и качества, что определяет их назначение. Из каких материалов созданы окружающие предметы? Какими они свойствами обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы? Знакомясь с этим, дети легко осваивают материал предметов в их изменении, в движении, развитии, что дает толчок для проявления прогностического взгляда на рукотворный мир, развивается познавательный интерес к окружающему, любознательность. 

ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Именно эта деятельность помогает воспитывать в дошкольниках любознательность, стремление к открытиям, жажду познания, тем самым продвигает развитие детей вперед, развить их личностные, физические и интеллектуальные качества.

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Она помогает наиболее эффективно освоить рукотворный мир.

Поэтому я разработала и внедрила проект «Из чего сделаны предметы» с детьми старшего дошкольного возраста, который помог познакомить дошкольников с различными материалами.

Цель проекта: организовать работу по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе ознакомления с материалами (бумага, дерево, резина, пластмасса, металл, ткань, стекло), посредством опытно-исследовательской деятельности

Задачи проекта: 

1. Закреплять и расширять знания детей о материалах (бумага, дерево, стекло, металл, резина, пластмасса, ткань), учить определять их качественные характеристики (структура поверхности, цвет, свойства) опытным путем.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования, учить делать выводы и умозаключения.

3. Дать информацию о применении человеком материалов и их производстве, и истории их появления.

4. Воспитывать умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала, из которого сделаны эти предметы.        

5. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметами, развивать эстетическое восприятие, умение любоваться красотой окружающих предметов.

6. Создать в группе развивающую предметно пространственную среду для развития у детей познавательной активности и формирования интереса к исследованию предметов.

7. Привлечь родителей к познавательно- исследовательской деятельности детей, повысить их компетентность в этом вопросе.

Каждый месяц вела работу по определенной теме, где мы с детьми знакомились с тем или иным материалом: октябрь - «Удивительные свойства дерева», ноябрь - «Чудо бумага», декабрь - «Тайны стекла», январь - «Волшебница резина», февраль - «Мир металла», март - «Ткани разные нужны», апрель - «Мир пластмассы».

Дети с помощью опытно-экспериментальной деятельности расширяли и закрепляли знания о свойствах и качествах материалов, узнавали о их сфере применения. Так же знакомились со способами производства материалов и историей их появления.

Работа проводилась по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, развивающая среда. В ходе проведения проекта использовались различные формы работы детьми.

Проводила беседы: «Для чего нам нужна бумага», «Как применяют стекло», «Для чего нужны ткани», «Как люди используют металл», «Что изготавливают из резины», «Приборы, помогающие людям» (очки, лупа, микроскоп, бинокль)»; рассказывала детям   о истории возникновения бумаги, ткани, истории появления стекла, легенду о магните.

Был организован просмотр презентаций «Как люди используют дерево», «Как изготавливают бумагу», «Знакомство с профессией стеклодув» «Как изготавливают резину», «Знакомство с профессиями металлург, токарь, сварщик, кузнец», «Из чего делают ткани», «Что делают из пластмассы» и познавательных мультфильмов «Как делают ткань», «Как делают пластмассовые игрушки».

Вместе с детьми рассматривали предметы из различных материалов, коллекции (тканей, бумаги, пластмассы), альбомы («Какие бывают металлы», «Художественное цветное стекло», «Деревянные загадки»). Так же дети решали проблемные ситуации «Что будет, если исчезнут все деревья», «На чем полетят человечки», «Что делать с пластмассовыми предметами после их использования».

Мы играли в дидактические игры «Найди деревянный (пластмассовый)предмет в группе», «Кто найдет больше предметов из бумаги и металла», «Тонет-не тонет», «Чудесный мешочек», «Разбитая ваза», «Подбери ткань для одежды», подвижные «Отражение в стекле», «Дуют ветры», «Волшебный камень».

И конечно же, дети участвовали в проведении опытов и экспериментов. Дошкольники обследовали материалы с помощью   анализаторов: осязания, слуха, обоняния, зрения. Проводили опыты с водой «Тонет-не тонет», «Пропускает   или не пропускает материал воду». С помощью опытов узнавали прочный или не прочный тот или иной материал можно ли его сломать, порвать, расстричь, распилить), какими качествами он обладает еще (упругость, гибкость, хрупкость), подается ли он обработке (опыты «Можно ли забить гвозди в дерево, в металл»), как ведет себя при нагревании и охлаждении (опыты «Дерево сохраняет тепло», «Горит - не горит», «Металл нагревается».

Так же на основе опытов мы сравнивали различные материалы и их виды («Сравнение видов бумаги», «Свойства разных тканей» («Какая ткань впитывает воду», «Какая ткань пропускает воздух»), «Сравнение ткани и бумаги», «Все ли притягивает магнит»)

Вместе с детьми проводили интересные и занимательные опыты «Бумага-силач», «Секретное послание», «Сила магнита», «Цветные стеклышки», рассматривали предметы с помощью лупы (переплетение тканей, спилы деревьев)

В ходе проекта дошкольники участвовали в художественно-продуктивной деятельности. Дети раскрашивали деревянных матрешек, рисовали пластиковой бутылкой (Тема «Красивая веточка»), делали аппликацию «Котик» (из бумажных салфеток), сшили игольницу для мамы. В группе были организованы творческие мастерские: «Аппликация из опилок», «Бумажные игрушки», «Рисование на стекле «Витражи», «Мялка-антистресс из воздушного шарика», «Рисование на фольге», рисование на ткани, «Поделки из пластиковых крышек».

В ходе проекта проводилась работа с родителями. Для них были подготовлены консультации «Игры с бумагой для детей и взрослых», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности», статья в газете детского   сада «Наш проект «Из чего сделаны предметы».

Родители принимали участие в организации мини-музея «Чудо-дерево», помогали в приобретении материалов для уголка экспериментирования, участвовали в конкурсе поделок из бумаги «Умелые ручки», в выставке художественного творчества из пластика «Новинки из мусорной корзинки». 

В ходе проекта пополнилась предметно-развивающая среда: были созданы картотеки «Опыты с бумагой», «Опыты со стеклом», «Опыты  с  металлом», «Опыты  с  резиной», «Опыты с тканью», коллекции «Виды бумаги», «Ткани», копилка металлических  предметов, цветные стеклышки, творческая копилка бросового материала из пластика, игры «Разбитая ваза», «Лото «Из чего сделан предмет», карточки-схемы «Свойства  материалов», были организованы мини-музей «Чудо-дерево», выставки «Стеклянные предметы», «Резиновые игрушки», «Мир тканей».

В ходе проводимой мною работой у детей повысился активный интерес к познанию окружающего мира, навыки поисковой деятельности, умение проводить опыты. Дети научились называть материалы, из которых сделаны предметы, их свойства и качества, приобрели умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования.

Родители проявляли интерес к данной теме, участвовали в мероприятиях с детьми, пополняли развивающую среду. Развивающая среда, способствующая развитию познавательного интереса и навыков экспериментирования, стала более разнообразной.

 

Литература:

1. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников. – М: ТЦ «Сфера», 2004.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /О.В. Дыбина – М: ТЦ «Сфера», 2002.

3. Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр- занятий для дошкольников. – М: ТЦ «Сфера», 2001.

 

. . . . .