Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации из нетрадиционных материалов

Дата публикации: 2021-12-31 11:29:04
Статью разместил(а):
Бороздина Юлия Владимировна

Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации из нетрадиционных материалов

Автор: Бороздина Юлия Владимировна

 

Цель: Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Овладение методами использования нетрадиционных материалов в технике аппликации, совершенствование пропаганды среди родителей;

- Осуществление систематической работы с детьми;

- Развивать познавательную активность в процессе использования нетрадиционных материалов в аппликации.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствует, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются не реализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретет положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог умелым руководством должен дать каждому ребёнку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого создания.

В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку-дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала, необходимости перевода от воспроизводящей действительности к творческой. Главная задача работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня - новизна ее результата.

Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности.

К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно таких крупа, поролон, бумажные салфетки, нитки, ткань и клей ПВА. А ведь из этих материалов можно создать много интересных изделий и поделок. Увлекшись работой, ребенок обязательно закончит ее положительным результатом.

Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, пластилин, соломка, дерево, бисер, ткань и т.д.

Техника работы с этими материалами представляет возможность творческого созидания, развитие мышления, сотворчества между педагогом и ребенком, более быстрое достижение результата - ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребенка, стимулирует желание творить. Считаю работу с детьми с использованием нетрадиционных материалов интересной и доступной. Сам вид материала, простота работы с ним стимулируют творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками.

Как же правильно подойти к решению этой проблемы на практике? Первым этапом стало выбор направлений, средств, приёмов и методов, по которым решила работать. За основу развития творческих способностей детей дошкольного возраста решила взять – аппликацию. Форма моей работы – игры с использованием нетрадиционных материалов.

Перед собой я поставила цель: развивать творческие способности детей дошкольного возраста посредством аппликации из нетрадиционных материалов.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

- стремление к познанию;

- умение познавать новое;

- живость ума;

- умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

- стремление к открытиям;

- умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

- свободное воображение;

- фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое». Л.С. Выготский.

Для достижения поставленной цели мною были выбраны следующие нетрадиционные техники аппликации:

1. Аппликации из песка или соли. Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. Почему же, хотя бы изредка, не пойти им навстречу?А, если, к тому же, вы разрешите детям покрасить песок или соль вместе с вами, им это доставит несказанное удовольствие! Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.

2. Аппликация из салфеток. Для начала нужно дать ребёнку порвать салфетки на мелкие кусочки. После этого показать малышу, как скатать из бумаги маленькие шарики. Затем нужно нарисовать фигуру для аппликации, промазать её клеем и методично наклеивать на неё катышки из салфеток.

3. Аппликации из семян и круп. Арбузные, тыквенные и кабачковые семечки лучше не выбрасывать, а немного подсушить и в дальнейшем использовать для создания чудесных аппликаций. Кроме того, аппликации из круп подарят ребёнку массу приятных тактильных ощущений. Сначала на ватмане или картоне нужно сделать рисунок с помощью фломастеров или карандашей, потом те места рисунка, на которых должна быть крупяная аппликация нужно щедро промазать ПВА, а затем посыпать выбранной крупой.

4. С помощью аппликаций из ваты или ватных дисков и ватных палочек можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты – облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.

5. Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Фон для аппликации должен быть плотнее, чем бумага, из которой она будет выполняться. Либо плотный лист бумаги (например бумага для акварели, либо картон. На него наносится рисунок после чего дети из цветных кусочков в виде мозайки выкладывают рисунок как бы закрашивая его.

6. Аппликация из ниток способствует развитию мелкой моторики ребенка, воображения, памяти, фантазии, интереса и помогает познакомиться с окружающим миром. Кроме того, аппликация из ниток делает зверей и птиц мягкими и пушистыми, что очень нравится детям.

7. Мозаика Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ — это выполнение мозаики из вырезанных или рваных частей бумаги, разноцветной яичной скорлупы.

Выполняется двумя способами: из отдельно вырезанных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники, трапециевидные части, полосы) и путем прорезания нескольких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем.

8. Аппликация из макарон. Работа с применением макаронных изделий способствуют развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством аппликации из нетрадиционных материалов может осуществляться успешно, если будет основываться на следующих принципах:

1. Всестороннее развитие личности ребёнка - приоритетное внимание должно быть уделено игре и художественному слову в процессе художественного творчества.

2. Связь обучения с жизнью - творчество должно опираться на впечатления, полученные ребёнком от действительности.

3. Принцип наглядности - необходимо осознанное восприятие действительности и наблюдения за ней.

4. Взаимосвязь воспитания, обучения и творчества.

5. Разнообразие и вариативность - необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.

Вторым этапом стало повышение уровня собственной информированности по теме. Богатую и полную информацию получила из пособий и книг по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов.

Система работы в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, обеспечивающей детям развитие творческих способностей и ощущение незабываемых положительных эмоций.

Уникальным, на мой взгляд, видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.

Эти вопросы от своих воспитанников: «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т. д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.

Поэтому я и решила разработать систему работы по развитию творческих способностей детей, используя в аппликации нетрадиционные материалы. Свою работу по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов я начала с детьми средней группы (4-5 года).

В 1 год обучения я поставила перед собой цель: развитие творческих способностей детей посредством аппликации, используя такой нетрадиционный материал: салфетки, крупа, природный материал, бумагу, песок, макароны, нитки.

В групповой комнате создан уголок "Творческая мастерская", в котором собрали необходимые изобразительные материалы для этого

возраста: клей ПВА, ножницы, кисти, краски, разные виды круп, разноцветные бумажные салфетки, кусочки поролона, цветной картон, шаблоны, ватные диски, ватные палочки, кисти, краски, нитки разных цветов, крупа, песок.

Составила перспективный план по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов.

Для того, чтобы заинтересовать детей, я обыгрывала ситуации, показывала способы работы с нетрадиционными материалами: из салфеток делали морскую пену, звезды в космосе, ёлочные шары (нарезали мелкими кусочками и скручивали небольшие шарики, плотно приклеивая их на нашу выбранную основу, из крупы получились разноцветные вагончики,сосульки (на нарисованный силуэт наносили кистью клей ПВА, а затем посыпали плотным слоем крупы - манкой, гречневой крупой, излишки ссыпали на поднос).

Опыт свидетельствует: аппликация из нетрадиционных материалов позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. На закрепление умений работы с нетрадиционными материалами сделали коллективную работу «Наседка», используя для этого такой нетрадиционный материал, как крупа, пластилин и ладошки.

Игровая форма захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, т. к. все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к художественному творчеству.

В течение первого года дети научились проявлять своё творчество, фантазию, выражая их в своих работах. Ведь именно в процессе художественного творчества дети сразу могут увидеть результат своей работы, причем, всегда положительный, а значит, у ребенка появится чувство удовлетворения, желание ещё творить и созидать, доводить начатое дело до конца.

Аппликация из ниток предполагает совместное творчество взрослого и ребёнка. Подбирала сюжеты, близкие к жизненному опыту детей. В непосредственно образовательной деятельности знакомила детей:

- с аппликацией из резаных шерстяных ниток ("Полосатый коврик»)

- работа с контуром поможет сделать ярче и интереснее любой обычный карандашный рисунок, в нашем случае карандашный рисунок мы заменяли рисунком из крупы, обходя контур нитью соответствующего цвета. («Воробьи в лужах»).

Таким образом, аппликация требует от ребёнка сложных манипуляций с нетрадиционными материалами, а с другой - проявления своих творческих способностей.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

В течение года обучения дети смогли уяснить - чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, отрезать нить нужной длины, выбрать материал для своей творческой работы. Направленность на результат деятельности помог развить у детей усидчивость и трудоспособность, аккуратность и самостоятельность.

Важно, всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Таким образом, аппликация из нетрадиционных материалов способствует развитию у ребёнка: художественного воображения и эстетического вкуса, конструктивного мышления – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое, мелкую моторику и тактильные ощущения.

В ходе своей деятельности я постаралась развить у детей интерес к познанию и исследованию мира. Хотела, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои творческие способности. Для меня было важно, чтобы ребенок уверенно демонстрировал качества креативной личности, хотел заниматься сложной творческой, умственной деятельностью.

О результативности проделанной работы свидетельствуют собственные наблюдения за всей группой и результаты мониторинга. Прослеживается положительная динамика в развитии творческих способностей. Использование такой технологии позволило аппликации стать более интересной и результативной. У детей были скудные знания о интересных техниках применяемых в аппликации. Они занимались традиционными видами аппликации из бумаги, а разработанные и проведенные занятия позволили развить у детей интерес к данному виду изобразительной деятельности (аппликации, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва. Детям очень понравилось работать с нетрадиционными материалами. Результативность была достаточно высокой. Обучение техническим навыкам работы было успешным.

Чтобы развитие творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов проходило успешно, необходимо одновременно с проводимой работой с детьми сотрудничать с родителями.

Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, я старалась убедить родителей, чтобы у них не было боязни, что у ребёнка ничего не получится, пренебрежения, что ребенок запачкается красками, принесёт с улицы веточку, камушки или песок для будущего шедевра. Для совместного творчества дома нужно лишь найти немного времени, подготовить рабочее место и подобрать материал. Я старалась убедить родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к художественно-творческой деятельности в кругу семьи. Для родителей провела родительское собрание, на котором выступила с вопросом: «Развитие творческих способностей». Познакомила с разными нетрадиционными материалами, которые можно использовать в домашних условиях, рассказала о необходимости развития творческих способностей детей. Подготовила консультации на темы:

«Аппликация из ниток», "Аппликация помогает ребёнку развиваться". Оформила для родителей тематические выставки: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста», «Как развивать творческие способности дошкольников». Активное участие родители приняли в итоговых выставках «Кладовая творчества», «Творим вместе с мамой», где совместно с детьми выполнили работы, используя в аппликации различные нетрадиционные материалы.

Именно помощь и поддержка родителей в развитии детского творчества, их понимание ценности этой деятельности формирует самую важную особенность одаренного ребенка, — его индивидуальность.

Результатом своей работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста считаю то, что аппликация из нетрадиционных материалов эффективно активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу аппликации, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути. Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем.

Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

 

. . . . .