Развитие музыкально-творческих способностей у дошкольников
Развитие музыкально-творческих способностей у дошкольников
Авторы: Павлова Марина Ефимовна
и Пантелеева Жанна Алексеевна
МАДОУ «Детский сад № 293», г. Казань
Современные образовательные стандарты дают ориентир на развитие активной, самодостаточной, уверенной личности с яркими лидерскими качествами, способной принимать нестандартные решения. В основе формирования этих качеств лежит творческая составляющая, т.к. творческий потенциал развивает инициативу, учит креативно мыслить, способствует самореализации. Поэтому развитие творческих способностей личности является важнейшей задачей нашего времени.
«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя содействовать его образованию и проявлению» (Л.С. Выготский).
Для становления творчества дошкольный период считается самым благоприятным, в этот период формируются навыки самостоятельной творческой деятельности. «Каждый ребёнок талантлив!» – это утверждение означает, что творческие способности и задатки способностей есть у каждого ребёнка. Наиболее перспективным направлением в выявлении и развитии творческих способностей детей является музыкальная деятельность. Это доказали наши известные педагоги - теоретики и практики. Различными аспектами проблемы развития музыкальных творческих способностей в разное время занимались:
- Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова (определение, структура и развитие способностей);
- А.И. Ходькова (этапы развития детского музыкального творчества);
- Т.А. Барышева, О.П. Радынова, Т.Г. Рубан (восприятие музыки дошкольниками);
- Т.А. Боровик, М.А. Трубникова, Т.Э. Тютюнникова (элементарное музицирование);
- Т.В. Нестеренко, Е.Г. Горшкова (творческий сюжетный танец).
Исследования доказывают, что музыкальная деятельность больше всего соответствует творческой природе дошкольника. Именно музыка может доставить приятные эмоции, вызвать сильные душевные переживания, побудить к размышлению, открыть неизвестный мир фантазии, т.е. дает почву для творчества и тем самым открывает возможности для самовыражения, а это – важнейший мотив творческой деятельности.
Современные подходы к развитию детского творчества ориентируют педагога на личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых, на создание таких условий, в которых ребёнок занимает позицию субъекта деятельности, где ребёнку принадлежит право выбора, право проявить себя, выразить свою мысль. Задача педагога – создать предпосылки для проявления детского творчества, научиться расставлять акценты в работе и научить ребёнка пользоваться полученными знаниями, навыками и умениями для реализации его потребностей в самовыражении. Для того, чтобы пробудить творческое начало, необходимо создать определенные условия и ввести ребенка в продуктивную творческую деятельность.
Использование разнообразных форм и методов работы повышает интерес ребенка к творческой деятельности, способствует формированию навыков и практических умений, воспитывает уверенность в своих креативных возможностях, даёт импульс для поиска, позволяет пофантазировать и испытать радость творчества. Дети от природы любознательны и полны желания познавать новое. При этом одни застенчивы, другие обладают неуёмной жаждой лидерства, третьи не знают, что сказать и как поступить.
Поэтому вначале мы работаем над развитием эмоциональной сферы и накоплением музыкальных впечатлений – это важнейший этап создания основы для творческой деятельности. Главное на этом этапе – дать выход внутреннему дискомфорту и сильным эмоциям, помочь понять собственные чувства и переживания.
Затем идет постепенный плавный процесс вовлечения ребенка в музыкально-творческую деятельность на основе собственного созидания. В этом помогает синтез искусств. Сочетание музыки, поэзии, танца, театра, изобразительного искусства даёт безграничные возможности сделать эту деятельность увлекательной и интересной. Много места занимает практическая деятельность, а именно импровизация. Для импровизации достаточно пяти - десяти минут, например: игра «Зоопарк» (на этапе распевания дети самостоятельно выбирают животное и передают его голосом); игра «Магазин игрушек» (дети самостоятельно выбирают игрушку и под музыку показывают ее характерные движения); также передают образы весёлых клоунов или куколок–балерина, гимнастка и т.д.
Постепенно с возрастом с приобретением некоторого опыта ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненным явлениями. Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «злая собачка», «ласковая кошечка» «мишка собирает малину», «зайка испуганно убегает от волка», «лисичка танцует» и др. У детей старшего возраста восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. Вот какие определения музыки дают дети – холодная, страшная, смешная, горькая, стеклянная. У старших детей развиваются навыки ролевого поведения, дети инсценируют сказки, сами показывают кукольный театр, могут фантазировать и воображать.
Для активизации музыкально-творческих проявлений детей используются установки: сочини, придумай, найди, измени, покажи. Это касается небольших песен, музыкальных этюдов, загадок, сказок. Полученный небольшой опыт позволяет детям, передавая характер образа, в пении - менять тембр голоса, петь от лица разных персонажей, передавать различные настроения; в танцевальном творчестве - менять положение тела в пространстве, придумывать новые образы на одну и ту же музыку, использовать экспрессию; в музыкально-игровом творчестве – передавать образы и сюжеты с помощью жестов. Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития.