Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Проведение коррекционного часа в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Дата публикации: 2022-01-18 06:32:04
Статью разместил(а):
Попова Ирина Евгеньевна

Проведение коррекционного часа в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Автор: Попова Ирина Евгеньевна

МК ДОУ «Детский сад № 229», г. Новокузнецк

 

Аннотация: В данной статье описаны рекомендации по организации и проведению коррекционного часа воспитателем на основе тетрадей взаимодействия с учителем-логопедом и учителем-дефектологом (тифлопедагогом) в группах среднего и старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Ключевые слова: коррекционный час, коррекционный процесс, коррекционно-образовательная работа, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Взаимодействие между специалистами способствует не только формированию у ребенка коррекционно-компенсаторных способов познавательной и речевой деятельности, но и повышению остроты зрения, развитию зрительных функций. Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от преемственности в работе учителя-дефектолога (тифлопедагога), учителя-логопеда и воспитателей. Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушением зрения тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу комплексно и многоаспектно.

Педагогический процесс, реализуемый в группе компенсирующей направленности, подразумевает преемственную взаимосвязь в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя, без которой невозможно качественное коррекционное воздействие и достижение наилучших результатов в развитии воспитанников.

Воспитатели и специалисты работают в тесном контакте друг с другом. Они применяют индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку и единый стиль работы в целом. Диагноз, структура дефекта, компенсаторные возможности ребенка, определяют содержание и структуру деятельности специалистов и воспитателя. 

Одной из форм взаимодействия специалистов и воспитателя по преодолению нарушений в развитии у детей дошкольного возраста с ОВЗ, является проведение воспитателем в вечернее время коррекционного часа.

Целесообразность коррекционного часа продиктована необходимостью закрепления и отработки трудно поддающихся коррекции звеньев в развитии ребенка.

При ведущей роли специалистов в коррекционном процессе по преодолению недостатков в развитии детей с ОВЗ, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем группы компенсирующей направленности, при проведении коррекционного часа тесно связаны с задачами учителя-дефектолога и логопеда.

Коррекционно-образовательная работа направлена на коррекцию и развитие у детей зрительного восприятия, коммуникативной и познавательной сфер, развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки, развитие осязания и мелкой моторики.

Основными задачами коррекционного часа являются:

- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, отработка артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

- закрепление и автоматизация произношения поставленных учителем-логопедом звуков; автоматизация навыков дифференциации звуков;

- работа по закреплению правильной слоговой структуры слова и его звуконаполняемости;

- закрепление, уточнение и активизация материала по изученной теме;

- закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

- формирование диалогической и монологической форм связной речи;

- закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

- подготовка детей к письму, формирование графомоторных навыков;

- развитие памяти, внимания, мышления;

- расширение и углубление знаний детей об окружающем мире, формирование предметных представлений;

- закрепление навыков по развитию зрительного восприятия (цвет, форма, величина, и т.д.);

- закрепление навыков по развитию ориентировки в пространстве.

Коррекционный час проводится воспитателем ежедневно, после сончаса и полдника. Планирование коррекционного часа осуществляет воспитатель на основе тетради взаимодействия воспитателя с учителем-дефектологом и тетради взаимодействия воспитателя с учителем-логопедом.

Коррекционный час может включать фронтальную работу, подгрупповую, а также индивидуальную.

Одной из задач совместной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя является расширение и углубление знаний детей об окружающем мире, формирование предметных представлений. Предметные представления детей значительно обогащаются в процессе экскурсий и наблюдений за объектами живой и неживой природы, во время встреч с людьми разных профессий, при организации игр. Для достижения эффективности в работе по формированию предметных представлений у детей с отклонениями в зрительной системе исключительно важную роль играет совместное обсуждение и планирование коррекционно – педагогической работы.  Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, бытовой). Воспитатели группы используют в своей работе комплексы зрительных гимнастик, комплексы тематических заданий для работы с детьми, следуют рекомендациям по организации офтальмо-гигиенического режима в группе. 

Тетрадь учителя-логопеда делится на 2 части: учитель-логопед планирует задания и игры для фронтальной работы и индивидуальную работы с детьми. Количество заданий логопеда для фронтальной работы зависит от предполагаемого объема работы над данным заданием. Например, учитель-логопед может запланировать несколько дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий или одно задание на формирование связной речи (составление рассказа, описания, пересказа). Индивидуальные задания логопед планирует для закрепления правильного звукопроизношения, дифференциации звуков, правильной слоговой структуры слова, развития артикуляционной моторики, отработки лексико-грамматических категорий и связной речи. То есть, задания для индивидуальной работы направлены на устранение недостатков речевого развития, характерных именно для конкретного ребенка.  

Воспитатель включает в индивидуальные задания для всех детей работу по самокоррекции. Каждый ребенок получает свое задание: это может быть обводка, штриховка, раскрашивание, лепка, рисование, сбор конструктора, дидактическая игра и т.д., в общем то, что вызывает у ребенка затруднения и требует дополнительной тренировки.

В то время, когда все дети заняты самокоррекцией, воспитатель выполняет индивидуальные или с небольшой подгруппой детей (2-3 ребенка) задания в коррекционном центре.

В коррекционном центре устанавливается большое зеркало с подсветкой, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же должен быть представлен материал по разделам коррекционной работы.

Как любое занятие, коррекционный час проводится по строго определенным для каждого возраста детей временным параметрам и не должен превышать 30 минут (в подготовительной к школе группе) согласно СанПиН.

Необходимо использовать различного рода динамические паузы во время проведения коррекционного час, упражнения на координацию речи с движением, зрительные гимнастики. Эти виды упражнений не планируются специально, но обязательно проводятся, выбираются по желанию воспитателя и детей.

При организации коррекционного часа у дошкольников лучше использовать комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Легче усваивается материал в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения или одной лексической темы.

На заключительной стадии коррекционного часа подводятся итоги, т.е. определяется результативность. Очень важно, что в заключении занятия прозвучала положительная оценка и уверенность, что получится ещё лучше.

После проведения коррекционного часа, воспитатель пишет в тетрадях взаимодействия со специалистами краткий учет работы, отмечает достижения детей, положительную динамику и трудности в усвоении знаний детьми. 

 

Список литературы:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2008. - 329 с.

2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте // Сост. И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 224 с.

3. Ермаков В.П., Мунин Р.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Просвещение, 1990.

4. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду. - 2007. - № 9 (24).

5. Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. - 1998. - № 1. - С. 12 - 14.

6. Мазанова Е.В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению ОНР // Логопед в детском саду. - 2004. - № 1.

7. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие.- М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006 – 90 с. 

8. Тоценко Е.Д. Некоторые аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР // Логопед в детском саду. - 2004. - № 2. 

9. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005 – 128 с.

 

. . . . .