Развитие речи у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-01-24 17:13:49
Статью разместил(а):
Гаглоева Лаура Харитоновна

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Автор: Гаглоева Лаура Харитоновна

МБДОУ № 99, г. Владикавказ

 

Аннотация: В статье рассматривается развитие речи у детей дошкольного возраста, анализируется роль ДОУ и родителей.

Ключевые слова: педагогика, дошкольный возраст, педагогические технологии, речевое развитие, детский сад, работа с родителями.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

РЕЦЕНЗИЯ

На статью «Развитие речи у детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ № 99, г. Владикавказ Гаглоевой Лауры Харитоновны

Представленные к рецензированию материалы имеют неопровержимо актуальную тематику, в виду того, что отражают такие важные вопросы воспитания, как становление начальной коммуникативной компетентности ребенка, что, в свою очередь, является предпосылкой обучения грамотности. Усугубляется актуальность тем, что в современном мире большинство детей, в силу разных причин, имеют трудности с выражением мысли, просьбы и вступлением в контакт с другими детьми и взрослыми.

Автор описывает метод постепенного (от одного возраста к другому) вхождения детей в речевую деятельность. Проведена работа по определению препятствий на пути выражения детьми своих просьб, мыслей, описания окружающей действительности. Отсутствие напряжения при взаимодействии ребенка с собеседником является важной целью дошкольного воспитания, что включает в себя и работу педагогов, и взаимодействие в семейной обстановке вне ДОУ. Любые проблемы на первоначальном этапе могут отразится на последующей жизни человека.

Итак, представленная на рецензирование статья Гаглоевой Л.Х., выстроена в определенной аргументированной логике. Содержание данных разработок органично отражает современную образовательную парадигму. Рецензентом рекомендуется к использованию рецензируемый материал при работе с детьми, что позволит педагогам разработать индивидуально ориентированные стратегии педагогической работы по формированию коммуникативных навыков и корреляции речи у детей.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy Ольга Львовна Гиршевич

 

Раннее развитие языковых навыков имеет огромное значение для успеха дошкольников в дальнейшей жизни. Речь, язык и коммуникативные навыки имеют решающее значение для общего развития детей младшего возраста. Язык является инструментом для всех социальных взаимодействий, проблемы с общением могут создавать долгосрочные проблемы для ребенка, как в процессе социализации, так и при получении образования. Способность четко говорить и воспринимать речь, понимать других и доступно выражать свои мысли для взаимодействия с другими людьми является основой для развития личности ребенка. Исследования показывают, что хорошие навыки общения, языка и грамотности в юном возрасте имеют наибольшую корреляцию с успеваемостью в школе. Также существуют исследования, доказывающие что развитие речи тесно связано с развитием мозга и когнитивным развитием ребенка, а наличие большого словарного запаса повышает креативность и помогает людям придумывать новые идеи.

Исходя из этого возникает вопрос: какие факторы оказывают основное влияние на развитие речи в дошкольном возрасте? Исследования показывают, что существует взаимосвязь между интеллектом и частотой устной коммуникации. В раннем детстве ребенок обучается языку из своего окружения, и усваивает слова, которые используются в нем. Таким образом, пока ребенок растет, для его родителей очень важно, как можно чаще общаться с ним. Развитие языка нельзя рассматривать изолированно, оно тесно связано с общим развитием ребенка в первые годы жизни и чрезвычайно важно для него. Создание благоприятной для обучения среды, в которой ему читают книги, соответствующие возрасту, и находят другие способы играть и развлекаться во время обучения, поможет ускорить овладевание языком и начать подготовку ребёнка к школе. Никогда не рано начать поощрять языковое развитие.

Как уже было сказано ранее, дети лучше всего учатся, наблюдая за поведением взрослых и копируя его, поэтому сотрудники дошкольных учреждений должны по возможности демонстрировать хорошие речевые и языковые навыки. Родители и специалисты должны предоставлять детям возможности говорить и слушать посредством повседневных разговоров и практических занятий. Надлежащая практика включает в себя: привлечение внимания ребенка и установление зрительного контакта (при необходимости нужно перейти на уровень ребенка). Данные практики также ускоряют общий прогресс на других этапах развития и поможет предоставить гораздо больше возможностей для роста в более позднем возрасте. Также известно, что регулярные занятия снижают риски, связанные с задержкой развития у дошкольника.

Неспособность научиться общаться влечет за собой серьезные негативные последствия. К счастью, подавляющему большинству людей в конце концов удается научиться говорить, читать и писать. Тем не менее, если у ребенка наблюдаются признаки задержки развития или если он поздно заговорил, занимать выжидательную позицию может оказаться ошибкой. Исследования языка и грамотности связывают задержку развития речи с такими факторами: трудности в обучении, инвалидность, застенчивость, социальные трудности, тревожное расстройство, поведенческие проблемы, СДВГ.

Родителям, которые обеспокоены тем, что их ребенок не поспевает за сверстниками в развитии, следует обратиться за профессиональной помощью к логопедам и педиатрам.

Таким образом, развитию связной речи способствует работа с родителями. Воспитатель должен познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка; повышать у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей; вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы. Анализ содержания примерных образовательных программ дошкольного образования в аспекте развития связной речи при ознакомлении с окружающим миром показал, что главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.

Занятия в ДОУ занимают не меньшую роль в развитии речи у дошкольника. В разных возрастных группах применяется разный подход к обучению. В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи. Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

В средней группе характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности произношения. Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу. Повышаются требования к культуре речевого общения, становится принято говорить по очереди, по одному, но не хором, и по возможности фразами. Длительность занятий увеличивается до 20 мин. Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.

К задачам организации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром относятся обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования знаний об особенностях окружающего мира, подбор методов и способов развития речи, использование разнообразных форм организации. Для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста используют такие методы как пересказ и рассказ. К методическим приемам организации пересказа относятся: подготовка к восприятию текста; первичное чтение текста педагогом; беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными); составление плана пересказа; повторное чтение текста педагогом; пересказ.

 

Список литературы:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения, М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В., Развитие фонематического слуха у дошкольников, М.: АКАЛИС, 1995.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2008. 352 с.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.

5. Селевко Г.K. Современные технологии в педагогике // Public Education, 2015.