Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Мультипликация как способ всестороннего развития дошкольника

Дата публикации: 2022-01-26 09:29:51
Статью разместил(а):
Спасова Наталья Николаевна

Мультипликация как способ всестороннего развития детей дошкольного возраста

Автор: Спасова Наталья Николаевна

МБДОУ «Осинский детский сад № 2»

 

Аннотация: В данной статье раскрыты универсальные возможности детской мультипликации в процессе обучения и воспитания дошкольников. Также выделены условия для организации детских мультипликационных фильмов. Описан опыт работы по созданию мультфильма на тему «Правила дорожного движения», выделены основные этапы с подробным описанием деятельности и необходимого оборудования.

Ключевые слова: детская мультипликация, дошкольники, всестороннее развитие.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Современный детский сад - это то место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Важной задачей становится совершенствование  педагогического и повышения развивающего эффекта образовательной работы с детьми.

Поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения находятся в постоянном поиске новых образовательных форм, методов и  технологий.

С 2021 года мы начали применять в своей работе с дошкольниками такую форму работы как совместное создание мультфильмов.

Мультипликация в детском саду - это инновацинная форма, основанная не только на совместной деятельности педагога и детей, но и самостоятельной деятельности детей, в результате, которой создаётся мультфильм.

Педагогические функции мультипликации обнаружились еще несколько десятилетий назад, когда она вышла на рубежи большого искусства и стала восприниматься как особое средство, которое способно учить и воспитывать (а не развлекать и назидать).

Известный украинский режиссер-мультипликатор Е. Сивоконь писал: «… мультипликаторы с помощью своего искусства пытаются объяснить зрителю теорию относительности, раскрыть секреты математических действий …». Это раскрывает многообразие возможностей в применении мультипликации в образовательном и воспитательном процессе. Кроме того, главной педагогической ценностью мультипликации является универсальность ее языка, что позволяет организовать комплексное развивающее обучение с детьми всех возрастных групп, в том числе и детей дошкольного возраста.

Процесс создания мультфильма можно разделить на следующие этапы:

1. Совместное придумывание и обсуждение сюжета будущего мультфильма.

2. Изготовление персонажей и декораций.

3. Съёмка мультфильма.

4. Монтаж.

5. Озвучивание мультфильма.

6. Совместный просмотр мультфильма.

Данную форму образовательной деятельности можно использовать как итоговое мероприятие тематической недели, как результат наблюдений, экспериментов и тематических экскурсий. Вариантов может быть очень много. И инициатива в выборе тем для создания мультфильма в большинстве случаев должна исходить от детей.

Главная педагогическая ценность мультипликации как инновационной формы работы с детьми дошкольного возраста заключается в возможности интегративного развития личности. Создание мультипликационного фильма это, по сути, интеграция образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической, речевой Процесс создания мультфильма является практической совокупностью знаний, умений, навыков детей и педагогов. Дети в процессе съёмок  мультфильма примеряют на себя роль художника, режиссера, сценариста, оператора, ассистента для передвижения предметов в кадре, учатся договариваться с другими, согласовывать свои действия, добиваться общего результата.

В процессе работы над мультфильмом активизируются такие виды детской деятельности как познавательная, речевая, музыкальная, игровая, изобразительная и другие.

Данная форма образовательной деятельности еще слабо сформирована, либо вообще не представлена в дошкольных образовательных учреждениях в силу ряда причин: недостаточной технической оснащенности детских садов, недостаточного уровня компетентности педагога в сфере компьютерных технологий.

Вместе с тем, для того, чтобы создать мультфильм не требуется дорогостоящего оборудования и программ. Для первых съёмок достаточно сенсорного телефона или фотоаппарата, лампы дневного света, штатива. Также рекомендую скачать бесплатное приложение Stop Motion Studio. Это приложение намного облегчит процесс съёмок мультфильма, монтажа и озвучивания. При использовании приложения Stop Motion Studio не потребуется ноутбук для монтажа. Вся работа над созданием мультфильма проходит в данном приложении, у которого очень простой интерфейс, но в то же время много полезных инструментов.

Как мы начинали работу над созданием мультфильмов? После изучения темы «Изучаем правила дорожного движения» предложили детям снять мультфильм по данной теме для детей средней группы. С ребятами провели беседу о детской мультипликации, о том, кто принимает участие в создании детских мультфильмов, побеседовали о таких профессиях как сценарист, режиссёр, оператор, художник, монтажёр, актеры озвучивания.

Далее обсудили с ребятами сюжет будущего мультипликационного фильма, воспитателем был подобран литературный материал и совместно с детьми расписан сценарий мультфильма и «прорисована» раскадровка мультфильма.

Пример сценария, созданного детьми: Жила-была маленькая машинка. Она жила в своем доме на широкой улице. Машинка очень любила наблюдать за проезжающими мимо машинами. Но сама она не выезжала на дорогу, потому что не знала правил дорожного движения. Но однажды машинка не выдержала и выехала на большую дорогу. Её увидела девочка Катя и крикнула: Эй, машинка! Ты куда! Ты же совсем не знаешь правил дорожного движения. Машинка остановилась и крикнула: Зачем мне ваши правила! Я и без правил обойдусь! Тут к машинке подошли Светофор и все дорожные знаки, которые были на дороге и стали поучать машинку. Но машинка никого не слушала и покатилась дальше. Машинка решила повернуть направо, и в нее въехал грузовик. От сильного удара у машинки оторвалось колесо. Маленькая машинка еле-еле подъехала к девочке и чуть не плача сказала: «Ты была права Катя! Теперь я всегда буду соблюдать правила дорожного движения!»

На очередном обсуждении совместно с ребятами внесли некоторые корректировки в сценарий и приступили к распределению ролей. Выбрали художников для изготовления декораций, операторов, режиссера, актёров для озвучивания героев. В роли монтажера выступил воспитатель. Очень важно в этот момент задействовать робких застенчивых ребят.

Художники – декораторы изготовили фон для мультфильма. В нашем мультфильме мы использовали два фона. Количество фонов зависит от количества мест действий. Важно не переборщить с количеством. Самый оптимальный вариант - 2-3 смены места действий.

Для персонажей использовали маленькие машинки, готовый набор дорожных знаков и фигурки человечков из Lego конструктора.

После подбора всех атрибутов, оборудования приступили к съёмкам мультфильма. Cъёмку производили в приложении Stop Motion Studio, поэтому имели возможность после нескольких кадров, сразу просматривать видео. Для детей очень важно видеть результат своих действий. 

В процессе съемки необходимо распределять роли между детьми (оператор делает фото, ассистенты помогают перемещать детали в кадре) и периодически менять их местами. Важно объяснить детям, что чем меньше будет изменение деталей в кадре, тем красивее и качественнее получится движение.

Процесс озвучивания происходил также в приложении, поэтому микрофон не понадобился. Также можно использовать дополнительные шумы: звук машин, звук удара, свист и т.д. В комнате при озвучивании важна абсолютная тишина.

Финалом всей работы является совместный просмотр мультфильма. Можно организовать детский кинотеатр с пригласительными билетами, это создаст праздничную атмосферу и заинтересует других детей.

Таким образом, детская мультипликация имеет неограниченные возможности, способствует раскрытию потенциала и творческой реализации каждого ребёнка, а также удовлетворяют желания родителей воспитанников детского сада получать качественное образование и гармоничное развитие своих детей.

 

Список литературы:

1. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие / Р.Г. Казакова, Ж.В.Мацкевич. М.: ТЦ Сфера, 2013. 128 с.

2. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей: Кн. для учителя / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. М.: Просвещение, 1990. 176 с.

 

. . . . .