Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Русская народная сказка как средство ознакомления с народными традициями старших дошкольников

Дата публикации: 2022-01-27 21:20:59
Статью разместил(а):
Афанасьева Наталия Николаевна

Русская народная сказка как средство ознакомления с народными традициями старших дошкольников

Автор Афанасьева Наталия Николаевна

МБОУ "Детский сад №17", г. Чехов, Московская область

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о роли и значении русской народной сказки в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народными традициями.

Ключевые слова: русская народная сказка, народные традиции.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Успех приобщения дошкольников к русским народным традициям зависит от выбора форм и методов и воспитания. К средствам приобщения дошкольников к народным традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, различные жанры устного народного творчества. Важным средством ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народными традициями является русская народная сказка.

Во все времена народная сказка имела большое значение в формировании личностных качеств ребенка, в приобщении его к духовным ценностям русского народа А.Н. Толстой писал: «Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по  крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

Сказка - благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к своему народу, к Родине. Патриотическая роль сказки - в глубине ее содержания; созданные народом образы героев доносят до ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказки - духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ».

А.В. Запорожец отмечал, что слушание сказки наряду с творческими играми выполняет важнейшую роль в формировании нового вида внутренней психической активности, в умении мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность.

Ребенок не хочет и не умеет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым в сказке событиям. Дошкольник обычно занимает позицию внутри изображаемых обстоятельствах, а не вне их. Он любит хорошую сказку; мысли и чувства, вызванные ею, не угасают после того, когда повествование закончено, они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании.

Для того, чтобы ребенок осознал что-либо, необходимо, чтобы он был активен, необходимо, чтобы он действовал в отношении познаваемого предмета. Он сможет действовать не только реально, но и мысленно, не только в непосредственно воспринимаемых ситуациях, но и в воображаемых. Игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития этой еще не окрепшей деятельности ребенка. Некоторые положения, которые не доходят до ребенка, будучи преподнесены в сухой, рассудочной форме, понимаются им и глубоко его трогают, когда облекаются в художественную форму. Нравственный смысл поступка, если он выражен не в форме абстрактного рассуждения, а в форме реальных,  конкретных действий, становятся очень рано доступным ребенку».

Известно, что мышление ребенка в дошкольном возрасте отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы. Народная сказка и в этом отношении отвечает потребностям ребенка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности» - путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся выразителями, идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко-выраженной чертой характера - добротой, трусостью, смелостью - и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности. Ясная, несложная характеристика положительных отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Это содействует пониманию идеи сказки, того, чему она учит своих слушателей.

Важно то, что сказка в разных своих проявлениях всегда стремится воплотить идеал человеческой жизни, человеческих поступков и поведения. В сказке имеет место призывы к мудрости, к активности, к подлинной человечности, к  искренним чувствам и добрым делам. Кроме того, сказки расширяют кругозор человека, пробуждают интерес к жизни и творчеству народа, формируют гуманное отношение к природе и ко всем обитателям нашей Земли.

Известно, что многие передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе с детьми.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал сказки «первыми блестящими попытками народной педагогики».

Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

К.Д. Ушинский включал сказки в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Он отмечал, что «в  народной сказке дитя -народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

В.А.Сухомлинский, выдающийся педагог второй половины прошлого столетия, говорил: «Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем русский народ».

Из сказок можно узнать как жил, как трудился русский народ. Сказки учат добру, гуманности, где добро всегда побеждает зло, а справедливость всегда торжествует. Сказки помогают понять историю страны, любить свою Родину.

Известные ученые и педагоги современности в области дошкольного образования считают русскую народную сказку важным средством развития детей дошкольного возраста и предлагают различные варианты работы с ней.

О.С. Ушакова отмечает, что художественная литература и устное народное творчество – виды искусства, которые сопровождают человека с первых лет жизни. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора (в том числе и русских народных сказок) огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. «Сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам».

Определяя роль русской народной сказки в речевом развитии детей, В.В. Гербова говорит, о том, что постепенно дети начинают понимать – «сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности».

В.В. Гербова рекомендует включать и малоизвестные русские народные сказки: «Белая уточка», из сборника А.Афанасьева, «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой, «Чудесное яблочко», обр. Л.Елисеевой.

«В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей».  

Таким образом, сказка для ребенка – это не что иное, как особое ненавязчивое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок. Юмор и жизненная философия сказки просто и доступно объясняют ребенку законы существования любого общества, его непреходящие ценности.  

В педагогическом процессе русская народная сказка служит средством приобщения к традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

 

Список литературы:

1. Афанасьев А.И. Народные русские сказки. М., 1990.

2. Адаскина О.Н. Русский фольклор/О.Н. Адаскина.– М.: АСТ, 2001. – 256 с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика, М.; Издательский центр «Академия, 1999.

4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.; Мозаика-Синтез, 2016.

5. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию - М.: ТЦ Сфера, 2018.

6. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры/М.: 2004.

7. Ушинский К.Д. Родное слово. Новосибирск, 1994. – 128с. 

8. Ушакова О.С, Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М.: ТЦ Сфера, 2019, 288с. 

9. Штока А.В. Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к ценностям русской народной культуры / А.В. Штока // Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования: сб. науч. статей / Л.М. Коваленко, В.В. Малыхина. – Калининград: Балтийский федеральный ун-т, 2013. - С. 137-143.

 

. . . . .