Акции как эффективная форма воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Акции как эффективная форма воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Автор: Солдатова Светлана Юрьевна
МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с. Ливенка»
Аннотация: В этой статье автор пишет о создании условий для формирования у детей экологической культуры посредством включения в экологические акции. Цель экологического образования в современном мире – формирование экологической культуры, включающей в себя не только систему знаний и отношений, но и активную жизненную позицию. Дошкольный возраст отличается высокой эмоциональной отзывчивостью на явления окружающего мира. Кроме того, детям важно приобщение к миру взрослых, совместная с ними деятельность. Ребёнок должен знать, что взрослому нужна его помощь, тогда деятельность приобретает смысловую окраску.
Ключевые слова: экологическая культура личности, экологическое образование, экологическая акция.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Педагоги прошлого и современности отмечают большой потенциал природы в развитии личности ребенка-дошкольника. Традиционные в педагогике подходы базируются на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Такой подход подразумевает планомерную подачу системных знаний, развитие познавательного интереса, воспитание нравственных и эстетических чувств. Однако возникновение целого ряда экологических проблем диктует необходимость воспитания личности не только созерцательной, но и имеющей активную позицию в вопросе сохранения окружающей природы, поэтому экологическое образование должно быть направлено на активное включение детей и взрослых в процесс решения экологических проблем своей малой родины, своего края.
В настоящее время разработаны достаточно эффективные формы работы, которые стимулируют личное участие ребенка в процессе охраны и восстановления окружающей природной среды. В нашем детском саду уже традиционными стали экологические акции.
Экологические акции в детском саду – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды, осуществляемые в рамках комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса или реперного планирования.
По своему содержанию экологическая акция в рамках образовательного и воспитательного процесса – это многообразие форм и методов: проектная деятельность, рисунки, листовки и плакаты, выступления с драматизацией, организация и проведение конкурсов (на лучшую кормушку для птиц, плакат в защиту хвойных деревьев, первоцветов, в защиту лесов от пожаров), освещение событий и фактов в средствах массовой информации, практическая деятельность. При этом акции так же служат эффективной формой экологической пропаганды среди родителей, которые привлекаются к участию и становятся активными помощниками. Главная отличительная черта экологической акции – ее социальная значимость, которая способствует формированию активной положительной позиции по отношению к природе.
В апреле дошкольники старших и подготовительных к школе групп принимали участие в акции «#Зелёная волна добрых дел» по озеленению территории детского сада, участвуя вместе с педагогами в высадке посадочного материала с закрытой корневой системой. Были высажены розы, туи, вишни, груши. Ребята узнали о том, что растения с закрытой корневой системой лучше приживаются.
Одной из любимых акций дети называют акцию «Синичкин день». Цель акции – привлечение внимания к проблеме охраны и бережного отношения к птицам, пропаганда экологических знаний у детей и родителей. Началась акция с «прилета» анимированной синички во время ООД, синичка рассказала ребятам, что начинается холодное время года и попросила детей помочь ей и ее друзьям. Дети много узнали о перелетных и зимующих птицах, особенностях их жизни, способах, которыми мы, люди, можем им помочь. Педагоги с детьми наблюдали за птицами на прогулке, читали художественную литературу, смотрели презентации и видеоролики, рассматривали фотографии, иллюстрации, картинки, тематические альбомы, лэпбуки по данной теме, играли в дидактические и подвижные игры по теме.
В детском саду проведён конкурс на лучшую кормушку, изготовленную совместно с родителями. Кормушки выполнены из самого разного материала и выглядели достойно. Некоторые кормушки были развешены на территории детского сада, остальные ребята забрали домой, повесили около своего окна. Дети делятся новостями о пернатых друзьях, побывавших в их птичьей столовой.
В пожароопасный период проходит акция «Сохраним леса от пожаров!», цель которой - включение обучающихся образовательных организаций в деятельность, направленную на сохранение лесов от пожаров, повышения уровня экологической культуры и интереса подрастающего поколения к сохранению лесных экосистем. Педагоги с ребятами вспомнили правила пожарной безопасности, правила поведения в лесу. Воспитанников подготовительной к школе группы изготовили плакаты и в игровой форме с применением всех атрибутов спасателей тушили импровизированный костёр в лесу.
С целью привлечения внимания подрастающего поколения к проблеме сохранения лесных ресурсов, охране хвойных пород деревьев проходит акция «Живи, ёлка!», в ходе которой дети и их родители познакомились с особенностями жизни хвойных лесов, их ценностью, узнали, как много времени нужно, чтобы вырастить ель рамках акции в детском саду проводятся различные мероприятия. Педагоги провели экскурсию, наблюдения за елью, туями на прогулке; беседы о пользе хвойных лесов, смотрели мультфильмы и презентации, читали художественную литературу. В группах прошли выставки елок из различных материалов, дети рисовали плакаты в защиту растущих хвойных, раздавали листовки в преддверии праздника воспитанникам других групп.
Каждая проведенная акция – это комплекс совместной детско-родительской познавательно-исследовательской, природоохранной деятельности, в ходе которой ребята смогли не только расширить свои знания, но и практически поучаствовать в сохранении окружающей природы.
Таким образом, включение экологических акций в систему работы детского сада дает положительные результаты, способствует формированию экологического сознания и мышления, а значит экологической культуры личности.
Список литературы:
1. Арсеньева В.П. Экологическое воспитание дошкольников.- М.: Феникс, 2007.
2. Бичева И.Б. Экскурсии в природу как условие развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста / И.Б. Бичева, Н.В. Савельева // Детский сад от А до Я. 2018. № 6 (96).С. 11-17.
3. Белинова Н.В., Бичева И.Б., Ханова Т.Г. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 114-121.
4. Гальцова Е.А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников: праздники, шоу, программы, игры, конкурсы, театрально-массовые представления / Е.А. Гальцова. Волгоград: Учитель, 2007. 86с.
5. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / И.Д. Зверев. М.: Перемена, 1996. 118с.
6. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей / В.А. Зебзеева. М.: Сфера, 2009. 288с.
7. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. 232с.
8. Сальникова М.В. Экологическое образование и воспитание обучающихся / М.В. Сальникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115).