Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Дата публикации: 2020-03-09 07:00:04
Статью разместил(а):
Хоменко Марина Сергеевна

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Автор: Хоменко Марина Сергеевна

МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова, СПДО детский сад «Зоренька», с. Московское, Республика Хакасия

 

Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Ключевые слова: игровые технологии, обучение, игровая деятельность.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот, 

Кто жить, готовясь, в детстве не живет»
С. Я. Маршак 

Игровой метод - это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Острой проблемой для ДОУ, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих различные речевые нарушения. В рамках введения ФГОС ДОУ приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Поэтому я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, чтобы ребёнок учился планировать, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, умел отстаивать свое мнение.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, повышение работоспособности на занятиях, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку, формирование предпосылок к учебной деятельности.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

На логопедических занятиях используются:

- Дидактические игры - это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

- Настольно-печатные, задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

- Словесные игры - они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

- Коррекционно-развивающие игры - это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

- А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом - средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Таким образом, применение игровых методов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

 

Список литературы:

1. Трошин О.В. Логопсихология: Уч. пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина - М.: ТЦ Сфера, 2005-256 с.

2. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Уч. Пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - М.: Айрис-пресс, 2008-224 с.

3. Эльконин Д.Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин // Детская психология. - М., 2007-105-135 с.

 

. . . . .