Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Эвретмия как иновационная форма работы с детьми дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-02-03 15:24:02
Статью разместил(а):
Харебова З.Х.

Эвретмия как иновационная форма работы с детьми дошкольного возраста

Автор: Харебова З.Х.

МБДОУ № 47

 

В настоящее время всё более активно применяется такой инновационный подход, как арт-терапия. Среди разных направлений арт-терапии можно выделить: игровую, сказкотерапию, эвритмию.                                                        

Для меня, как для музыкального руководителя, наиболее интересный по сути и содержанию является эвритмия. 

Эвритмия – это особый вид художественного движения. В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве. 

Эвритмия появилась в начале 20 века в Швейцарии. Ёе основы были разработаны немецким философом Рудольфом Штейнером. 

В последнее время элементы этой технологии используются педагогами-дошкольниками для нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. В технологии этого метода предоставляется возможность искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

Эвритмия развивает творческие способности детей, когда они художественным образом выражают духовное содержание поэзии или музыки и при этом взаимодействуют с другими детьми посредством движения. Искусство движения - эвритмия - оказывает помощь ребенку в самовыражении. Посредством искусства на основе художественного образа дети учатся проявлять собственную индивидуальность, понимают, что каждый человек неповторим. На помощь ребенку приходит язык эвритмии - это язык жестов, ритмов, которые живут в музыкальном и поэтическом произведении. 

Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу, но одновременно выражает закономерности речи или музыки. 

Речь – самая дифференцированная форма человеческого движения – в эвритмии распространяется на весь организм. Когда ребенок учится проговаривать звуки, он совершает невидимый волевой поступок, который в эвритмии получает зримое выражение. Проходящий через лёгкие и гортань воздух формируется при помощи губ, зубов, неба, и этот воздух, по сути, не что иное, как воздушные жесты. И этим воздушным жестам, а также движениям органов речи, можно подражать посредством движений рук. 

Через музыкальную эвритмию ребёнок знакомится с ритмом, мелодией, тактом, учится гармонично двигаться под музыку.  В первую очередь, необходимо научить ребят чувствовать ритм. Для этого  использую сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, на музыкальных инструментах из бросового материала, прыжки и т.п.).

Эвритмия включает в себя:

- ритмические игры; 
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением; 
- игропластику - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, в образных и игровых двигательных заданиях; 
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений. 
музыкально-ритмические этюды.

Простейшие эвритмические упражнения использую с младшего дошкольного возраста. Движения  начинаю в кругу, этот момент позволяет сконцентрировать внимание детей на предстоящей деятельности. В кругу дети могут ещё раз поприветствовать друг друга.

Здесь возможно использование эвритмитизированной пальчиковой игры, жестовых игр, где героями становятся пальчики, рука ребёнка. В этих играх оживляется жест ребёнка, он становится говорящим. И можно наблюдать, как дети, проговаривая какие-либо слова, придумывают свои жесты, что помогает им запомнить стихотворение и сделать его более зримым, наполняя его образом. 

«Ручки и головка».

Цель: развитие внимания детей, фиксирование поочередных движений правой и левой рук, включение в их метроритмические действия комплексного участия кивков головы.

Ручка правая у нас пальчики сжимает, 
Это ручке точно в такт голова кивает.
Ручка левая у нас пальчики сжимает,
Этой ручке точно в такт голова кивает.
Две руки теперь у нас пальчики сжимают,
И обеим ручкам в такт голова кивает.   

Таких игр применяю очень много – от самых простых, но любимых всеми детьми, до достаточно сложных, которые доступны только старшим, чем они очень гордятся, а для малышей это всегда пример, которому хочется подражать. Жесты в играх варьируются от очень мелких, которые делают только пальцами, до крупных движений всем телом.

Тщательно подбираю эти жесты, продумываю каждый из них, так как удачно найденный жест – всегда привлекательная игра. Играя каждый день в таком хороводе, дети легко и радостно подражают простым артистичным движениям, естественным путем усваивают, запоминают стихи, песни, движения без специального заучивания.   Возможно использование мячиков или палочек. Движения выполняются как индивидуально, так и совместно с другими участниками. Важным аспектом является взаимодействие рук и ног, что развивает координацию движений. Используя различные ритмы, можно оказывать успокаивающее или активизирующее действие.  Желательно использовать музыкальное сопровождение. Причём рекомендуется именно живая музыка.

В основе эвритмии лежит музыкально-ритмическая игра, которую я использую в театрализованной деятельности.Она является самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании. Использую стихи, мелодии, изображаю движения людей, животных. 

Например, задание на внимание «Слушай хлопки!». Дети с удовольствием откликнулись на призыв встать в круг и под звуки музыки идти по кругу. Показываю, какую позу нужно принять (аиста) после 2-х хлопков, а какую (лягушки) после 3-х хлопков, наблюдаю, что дети придумывают свои позы «лягушки» и «аиста». В ходе игры оригинальностью и фантазией в изображении отличились почти треть детей. Их позы не были похожи на позы, показанные педагогом. Все дети старались придумать свои элементы поз. Некоторые из них вызывали дружный смех, веселое настроение. 

Предлагаю показать героев сюжета, проигрываю перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят это через подражание. Содержанием игры становится сказка, процессы, происходящие в природе, либо события из жизни людей. 

Игра «на морском дне».

Для того, чтобы детям легче было представить себе обитателей морского дна, о которых будет идти речь во время игры, рекомендую использовать наглядные пособия с их изображением. Внешний вид этих животных можно сопоставить с песенками, которые они будут исполнять.

Предлагаю отправиться в подводное путешествие. Для начала ребята вспоминают, каких интересных обитателей рек, и моря они знают. В зависимости от, того, кто какого персонажа выбрал, предлагается представить, под какую музыку воображаемый персонаж мог бы станцевать. 

1. «Краб» (Марш)
Это - неуклюжий краб,
Он и ходит кое-как.
Вперевалку меж камней
Он торопится скорей.

2. «Золотая рыбка» (Вальс)
Вот золотая рыбка,
Она быстра и гибка, 
Хвостиком виляет, 
К танцу приглашает.

3. «Морской конек» (Полька)
Погляди – морской конек,
Как лошадка - прыг да скок, 
Вместо ножек – завитушка,
Сам - как детская игрушка.

 4. «Медуза» (песня)
Медуза - словно парашют, 
И под волной она - как шут
То стоит, а то колышется, 
будто песенка нам слышится. 

В игре «Чья очередь?» дети делятся на подгруппы «лошадок», «мишек», «зайчиков» и «птичек». Каждая подгруппа прослушивает и запоминает свою музыку. Сложность заключалась в том, что дети должны не только узнать свою мелодию и начать движение, им необходимо создать движениями свой образ. Показываю свой вариант движения, помогая детям справиться с заданием. Но заранее обговариваю, что они не должны копировать мои движения, а придумать свои. В результате ребята придумали очень интересные варианты «мишек», «птичек», «зайчиков».                                                                                                                                

При проведении игры, «Плясовая», дети занимались знакомым уже занятием, сочинения на заданный текст. Так как уже имелся опыт сочинения на предыдущих занятиях, дети вели себя уверенно, свободно, варианты сочинения отмечались разнообразием эвритмического рисунка и своеобразием мелодической линии. Перед выполнением игры, «Попробуй, угадай», с детьми обсуждался характер и образ загадываемого персонажа, картины природы и так далее.          

Движения во время игры отмечались свободой исполнения, разнообразием: от простых хлопков до танцевальных движений, оригинальных поз и композиций. Почти каждый из детей побывал в роли ведущего. Задание выполнялось в приподнятом, радостном настроении. 

С детьми 5-6 лет, я веду работу над этюдами, с использованием театрализации танцевальных элементов.  

В этой работе я применяю игровые способы формирования ритмических навыков и теперь уже театральной импровизации. Формирую умение передавать мимикой, жестом, позой, движением, основные эмоции ритмических импровизаций и этюдов. Нацеливаю детей на создание своих ритмических этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку ритмических, и танцевальных движений.                                                                                                          

В методике этой работы с детьми детском саду нет специальных требований в исполнении песен, стихов и движений. Дети двигаются и повторяют текст игры в силу своих желаний, возможностей и возрастных особенностей. Каждый ребенок может нести в своем исполнении роли содержание, гораздо более богатое, чем ему показ взрослого. Вот почему в музыкально-ритмической игре основная нагрузка ложится на ведущего, на выразительность его исполнения, но от детей требуется только спонтанное подражание. В процессе формирования двигательного образа активизируется воображение. Ребенок, подражая движению взрослого, активно работает над созданием внутреннего образа и творчески выражает его в собственном движении. С этой задачей сопряжена и необходимость формирования выразительности движений.

С помощью воображения ребенок не только строит новый образ, проникает в него, но и передает смысловое значение другому человеку. Для любого предмета, явления и персонажа есть свои жесты и слова, которые дети вместе проигрывают, проговаривают, пропевают. Это помогает стеснительным, замкнутым детям почувствовать себя включенными в общую игру, а активных, нетерпеливых детей тормозить, помогает им двигаться вместе со всеми. Игра на движение с включением персонажей   может включать в себя образно-двигательную музыкальную грамоту, речевую и певческую работу; в хороводах, инсценированных песнях всегда присутствует элемент ритмической работы, танцевальные движения, театрализация. Принимая участие в драматизации, ребенок находится в образе, перевоплощается в него, живет своей жизнью. 

Играя, дети осваивают многие понятия, а ежедневное проговаривание одних и тех же стихов в течение месяца позволяет даже самым маленьким запомнить довольно большой по объёму текст. Такие ежедневные занятия предоставляют многообразные возможности для речевого развития, благотворно влияет на сферу чувств ребенка, ритмическую систему организма, помогает оживить фантазию, развивает социальные способности. 

Детям дошкольного возраста изначально присуще творчество. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкально-театрализованная деятельность оказывает незаменимое воздействие на творческое развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к восприятию красоты в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполним впоследствии.

Введите в мир театра малыша, 
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой, 
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. 

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.  

В заключение хочу отметить, что детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. 

 

. . . . .