Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Эффективная организация работы с родителями: личный опыт

Дата публикации: 2022-02-09 19:59:54
Статью разместил(а):
Сальникова Евгения Владимировна

Эффективная организация работы с родителями: личный опыт

Автор: Сальникова Евгения Владимировна

МКДОУ "Нововоронежский детский сад № 4", г. Нововоронеж 

 

Аннотация: В этой статье рассматриваются эффективные методы работы с родителями дошкольников, показавшие зарекомендовавшие себя в личном опыте работы. Освещаются направления вовлечения родителей в образовательный процесс детского образовательного учреждения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 

Ключевые слова: семья, родители, дошкольное образовательное учреждение, взаимодействие, сотрудничество, вовлечение. 

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Отдавая детей на руки воспитателю или помещая их в учебное заведение, родители, конечно, не избавляются этим от священной обязанности наблюдать за воспитанием. Но для этого родители должны иметь здравые и ясные понятия о том, чего они могут требовать, с одной стороны, от воспитателя или учебного заведения, а с другой — от своих детей. 

К.Д.Ушинский. 

В современном мире родителям приходится не легко. Воспитание своих детей становится все более сложной задачей. Постоянные проблемы, высокая нагрузка на работе, озабоченность экономическими проблемами – все это очень сказывается на родителях и как не странно, эти проблемы и своеобразные «квесты выживания», в свою очередь, отражаются на детях. Безусловно, все родители искренне любят своих детей, но в каждой семье родительская любовь понимается по-разному. Секрет любви - любви к детям очень прост. Это должна быть безусловная любовь, не зависящая от разных моментов и ситуаций, любить независимо ни от чего. Детям постоянно нужно показывать свою любовь как морально, так и физически. Они должны понимать и чувствовать, что их любят, что мама и папа рядом. Если ребенок будет получать необходимое количество родительской любви, значит, он будет по жизни идти твердыми ногами, он будет уважительно относиться к себе и близким людям. 

Что же представляет собой настоящая родительская любовь? Многие философы и психологи очень много лет пытались вывести ответ для данного чувства, и каждый раз этот ответ был разным. Это особый, высокий, светлый вид любви, который воспринимается людьми как счастье и высший дар. Стать родителем - это значит стать счастливым человеком. Быть награждённым возможностью быть родителем, значит испытать истинное счастье. Как говорил В.А. Сухомлинский, родительская любовь – это способность сердцем чувствовать потребности души ребенка. Между людьми, которые любят, возникает особая интуиция, энергетическая связь, желание быть друг к другу ближе. В своих терминологиях многие выделяют то, что родительскую любовь нельзя воспринимать только как чувство, так как любовь по сути предусматривает в себе и действия. Ведь только если чувствовать, но ничего для ребенка не делать, то такое поведение не является доказательством любви, - так считают многие. 

Психологическая структура любви включает четыре компонента, которые вместе, на мой взгляд, дают определение той самой любви к ребёнку: 

- Эмоциональный фактор, совокупность ощущений и переживаний по поводу ребенка, принятие ребенка, оценка ребенка, взаимодействия ребенка и родителя. 

- Психофизиологический компонент подразумевает притяжение родителя к своему ребенку, стремление близости к ребенку, чувственность и желание родителя обнимать его, прикасаться к нему, пребывать и не разлучаться с ним. 

- К когнитивному фактору относят интуицию и подсознательное, возникающее по отношению к ребенку у родителя. 

- Поведенческий компонент выражает отношения, указывает на действенность родительской любви, поведение родителей по отношению к ребенку, а также воспитание и уход за ним. 

Данная структура не всегда функционирует целостно, и вот такой целой картины безусловной любви к ребёнку и не хватает молодым родителям. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением «жизненных» проблем, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. 

В статье №18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Преобладающее большинство родителей предпочитает воспитывать ребёнка в детском саду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего детей, но зачастую, не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад –  просто место, где няни как садовницы, только присматривают за их дочками и сыночками - нежными цветочками, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Детский сад, как социальный институт в поддержку семье, помогает воспитывать ребёнка. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьёй является важным направлением деятельности детского сада. Ведь всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к взаимопомощи и взаимопонимании этих двух социальных институтов не прост. Сложность в том, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и детском саду. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в детском саду воспитание всегда стоит на первом месте. 

Воздействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Ведь, как известно, одной рукой в ладоши не хлопнешь. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. 

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов.  

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. 

Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. 

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка, ведь взаимодействие родителей и педагогов позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей.  

В нашем детском саду применяются формы взаимодействия с семьёй, изложены в основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения. Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал как традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищем новые, инновационные формы сотрудничества с родителями. 

В условиях пандемии ввиду закрытости нашего общества и общей нестабильной ситуации в мире некоторые традиционные методы не являются возможными. Также, повторюсь, что современные родители очень заняты и с большой неохотой выделяют время для встреч и общения с педагогом. Например, такой способ взаимодействия воспитателя и родителей как родительское собрание на сегодняшний день перешли в онлайн-формат, и в большей степени, сводится к решению лишь каких-либо организационных вопросов. Но, хочется отметить, что несмотря на трудности в организации, родительские собрания нужны и важны. С их помощью мы знакомим родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.  

Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. 

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. 

Зная, как важна атмосфера доверительных взаимоотношений между воспитателями и родителями. Хочется подробнее остановиться на некоторых традиционных формах взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников. 

Такая форма, как анкетирование, никогда не теряет своей актуальности. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу именно с этого метода. Родители моих воспитанников с удовольствием отвечали на вопросы, старались дать более полную информацию о своем ребенке. На основе собранных данных я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Конечно, были и формальные ответы, но это дало мне почву для размышления, например, как добиться от родителей большей информации.

Анкетирование подсказывает педагогам темы бесед  с родителями, содержание консультаций, содержание наглядной информации на информационном стенде и в групповых уголках. Мне очень нравиться эта форма взаимодействия с родителями. Мы становимся ближе с семьями, есть возможность узнать о методах воспитания, о семейных традициях, это очень помогает в планировании образовательного процесса. Например, анкета «Чего вы ждете от детского сада в этом году?» помогла понять, чему, по мнению родителей должен научиться ребенок, чем занимается ребёнок дома, чем он увлекается, и в каких мероприятиях хотели бы поучаствовать сами родители. 

Также, в сборе информации о семьях воспитанников нам помогают такие формы как интервью и беседа, т.к. с их помощью мы получаем те сведения, которые заложены в словесных сообщениях родителей. Трудности этой формы взаимодействия заключаются, опять же, в тотальной занятости родителей, неспособностью правильно выбрать время для беседы, когда готовы обе стороны и воспитатель и родитель. Но интервью и беседы позволяют нам не только услышать ответы, но и увидеть эмоциональный отклик родителя, позволяют более подробно обсудить успехи и трудности в воспитании ребёнка и найти общие пути решения проблем. 

На сегодняшний день педагоги дошкольных учреждений признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Часто родители задаются вопросами: - Как мой ребенок живёт в детском саду, как он занимается, успешен ли он как личность и так далее. Это вполне понятно, и чтобы ответить на волнующие вопросы родителей, в нашем детском саду составлен план мероприятий на учебный год и предложен вниманию родителей. Такая форма работы с родителями, дает возможность показать им работу детского образовательного учреждения, методы обучении и воспитания детей, которые могут быть использованы и в семье. Такое проникновение в жизнь детского сада позволяет родителям увидеть своего ребенка в детском коллективе. Педагог обращает внимание родительской общественности на характер взаимоотношений детей в играх, на занятиях, в быту. Родители с удовольствием включаются в процесс занятий, что вносит в атмосферу взаимоотношений еще больше активности и интереса.  

Наглядная информация, размещенная на официальном сайте детского сада и на информационных стендах для родителей, хорошо зарекомендовала себя как форма педагогического просвещения родителей детей.

Праздники, концерты, соревнования помогают нам создать эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса. Организация досугов и развлечений в работе с родителями является самой привлекательной, востребованной, полезной, но и самой трудной деятельностью. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях, рассмотреть для себя разные подходы, увидеть, как это делают другие, то есть, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом, а детям позволяет ярче раскрыть свои таланты и добавить красок в счастливую палитру детства. 

Метод наблюдения, позволил условно разделить семьи на группы: 

1. Активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.

2. Заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов, так как не имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

3. Равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же, зачем что-то придумывать». 

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий детского сада и семьи. Обилие в мире новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, возникла необходимость искать новые формы и методы работы с родителями, для достижения следующих целей: 

- повысить уровень родительской компетентности; 

- достичь гармонии в семейных и родительско-детских отношениях; 

- повысить ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками дошкольного учреждения. 

Каковы же нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей?  

1) Информационно-аналитические. Сюда входит выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов. 

2) Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары-практикумы, проведение собраний в нетрадиционной форме. 

3) Наглядно-информационные. Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. 

4) Досуговые. Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т.п. 

В своей работе, я активно использую разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Знакомлю родителей с жизнью детского сада и их ребенка через родительские собрания онлайн, информацию в группе социальных сетей, уголки, информационные папки-передвижки, стенды и газеты, провожу консультации, беседы с показом видеозаписей, отправляю фото и видео из жизни группы через мессенджер, провожу развлечения с родителями и наконец, занятия с участием родителей. Убеждаю их о необходимости систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно. 

Уже традицией стало ежегодный проект в ноябре, посвященный «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми в традиционном проведении спортивных праздников, посвященных «23 февраля». Наши мальчишки охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи. Целью таких мероприятий является: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости». Родители настолько благодарны и доброжелательны, что оставляют только положительные отзывы о качестве образования нашего детского сада.  

Воспитанники моей группы очень любят ходить на экскурсии, ведь рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Например, в старших группах, в рамках проекта «День победы», после праздника в детском саду, мы идем к памятникам «Героев 141 стрелковой дивизии» или к «Звездам славы» торжественно возлагать цветы. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о знаменитых земляках, о своем крае, о защитниках Родины. Затем увлеченно рисуют, делают поделки, оформляют выставки совместного творчества, фотовыставки. 

И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий - укрепления детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. 

В нашем саду есть такая традиция, посадка дерева выпускниками детского сада, которую однажды предложили сами родители, и она продолжается из года в год. 

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьёй - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 

Взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. 

В.А. Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». 

 

Список литературы: 

1. Работа с родителями в дошкольном учреждении: Пособие / Сост. Н.В. Амасович - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,2006 - 68 с. 

2. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с. 

3. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») 

4. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003. 

 

. . . . .