Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Исследовательская активность дошкольника

Дата публикации: 2022-02-12 15:32:08
Статью разместил(а):
Чокырлан Наталья Александровна

Исследовательская активность дошкольника

Автор: Чокырлан Наталья Александровна

 

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Дошкольный возраст - уникальный период в жизни человека. Он характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности, активностью дошкольника (обследовательской, познавательной, исследовательской). С большим интересом дети участвуют в разнообразной исследовательской работе, проявляя любознательность и желание экспериментировать. Поэтому исследовательская активность, как отмечает А.И. Савенков, это естественное состояние ребенка, которое порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Спонтанно проявляющаяся поисковая активность ребенка в специально организованных условиях может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями.

На протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

– постановка цели и планирование;

– прогнозирование возможных эффектов действия;

– контроль над выполнением действий;

– оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру. Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Общие исследовательские умения и навыки нужны не только для того, чтобы наглядно представить действие тех или иных элементарных законов природы, они важны как наиболее соответствующий современному динамичному миру способ адаптации личности к условиям постоянно меняющегося окружения.

Американские психологи провели масштабное исследование детей различных возрастов и пришли к выводу о том, что современные дети решают задачи принятым в их среде универсальным способом. Этот способ заключается в использовании поисковой системы. То есть не нужно искать свой способ решения, можно найти готовый вариант или выбрать один из предлагаемых. Дети растут в уверенности в том, что любая задача, любая проблема уже кем-то решена, нужно лишь найти это готовое решение, не используя собственный творческий поиск.

Наибольшее количество информации современные дети получают с помощью зрительного канала восприятия. Но процесс формирования познавательной активности тесно связан со всеми органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия не только зрительных, но и слуховых, обонятельных, тактильных и иных ощущений. К сожалению, эти сенсорные системы не получают должного развития у современных дошкольников. А использование экспериментирования и опытов позволяет задействовать все сенсорные системы ребенка.

Широко известно, что обучение дошкольников наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им, так как помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче, быстрее.

Здесь широкое применение могут найти различные дидактические игры, конструкторы, головоломки, ребусы, загадки, различные комплекты тематических карточек, наборы геометрических фигур, наборы для экспериментирования: пипетки, микроскопы, колбы, воронки, пробирки).

Более того, необходимо постоянно изменять форму подачи информации и способов действия, поскольку однообразие снижает познавательную и исследовательскую активность дошкольников.

Старшим дошкольникам уже доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети этого возраста способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Педагогу нужно поощрять выдвижение любых, самых фантастических гипотез и даже провокационных идей. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский потенциал ребёнка.

Существует огромное количество упражнений, направленных на тренировку способности к выработке гипотез. Самые простые из них состоят из одного вопроса, например, «Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? Дует ветер? Почему течёт вода? Почему тает снег весной? Почему зимой идет пар из рта? Почему металлические самолёты летают? Почему бывают день и ночь? Почему плывут облака? Почему кузнечик прыгает?» и т.д.

Для того чтобы научится вырабатывать гипотезы, надо научиться, в первую очередь, задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве.

А.И. Савенков в своей статье «Одаренный ребенок» приводит большое количество разнообразных типов вопросов, отличных по структуре построения, сложности и т.п.

Назовем наиболее распространенные приемы, способствующие развитию умения выдвигать предположения и формулировать гипотезу. В, первую очередь, это упражнения «на обстоятельства» («Если бы...»), на поиск возможных причин событий («Что бы произошло, если бы...»), на поиск причины события с помощью вопросов, вопросы героям и т.д.

Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза – это уже способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление дошкольника на поиск ответа, таким образом пробуждая его потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Вешневицкая О.В. и Карачевцева Н.Н. в своих исследованиях делают вывод о том, проблемно–поисковый метод является весьма перспективным для развития познавательной сферы ребенка. Решая проблемную ситуацию, он учится переносить известные ему способы действия на незнакомые условия. «Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребенок может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения).

 

Литература:

1. Алексеев А.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина / Журнал «Исследовательская работа школьников». - №1. - 2002. - С.24-34.

2. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника [Текст] / С.Е. Гаврина и др. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2016. - 240 c.

3. Горшкова О.В. Активные методы обучения: формы и цели [Текст] / О.В. Горшкова / Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. - №3.

4. Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка [Текст] / А.Н. Поддьяков / Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2004.  № 2. – С. 10–20.

5. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы [Текст] / А.И. Савенков. / Одаренный ребенок. - 2003. - №2. - С.76-86.

  

. . . . .