Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-02-18 14:09:06
Статью разместил(а):
Попович Марьяна Сергеевна

Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Автор: Попович Марьяна Сергеевна

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 111 «Медвежонок», г. Вологда

 

Аннотация: В данной статье автор делиться своим опытом использования малых форм фольклора с детьми младшего возраста.   

Ключевые слова: малый фольклор, малые жанры устного народного творчества, младший дошкольный возраст.

Тематическая рублика: Дошкольное образование.

 

На протяжении нескольких лет я работаю по теме «Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. Стержнем этой системы было и остаётся устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Именно в раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям.

Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используют даже в младшем возрасте.

В результате анкетирования наших родителей выяснила, что они очень мало знают произведений устного народного творчества, помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока-белобока …», практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме «Баю-баюшки-баю не ложится на краю …». И сделала вывод, что работа в данном направлении в детском саду организована недостаточно.

Таким образом, я поставила цель – систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с детьми младшего дошкольного возраста.

Выделила следующие задачи:

- формировать у детей первоначальные навыки художественно- речевой деятельности

- продолжать учить детей воспринимать небольшие по объёму потешки, прибаутки, загадки, следить за развитием действий, понимать содержание

- развивать основные психические функции: внимание, память, речь, восприятие, наблюдательность, активизировать мышление, мелкую моторику и координацию движений, по словесному указанию выполнять действия с пальчиками

- воспитывать любовь к УНТ, познавательный интерес, чувство товарищества и уважение к партнёру и т.д.

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе.

Особую значимость фольклор приобретает в адаптационный период. Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, в период привыкания к новой обстановке, ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребёнка радость, желание повторить их, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю.

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому я стараюсь использовать разные виды устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, х/игры, песенки, пальчиковые игры, которые соответствуют уровню развития детей.

Большое место при работе с детьми младшего дошкольного возраста уделяю потешкам. Они помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и при проведении утренней гимнастики, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они уже сами начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывании её спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки.

Кукушка кукует                     Ку-ка-ре-ку!

Ку-ку! Ку-ку!                          Филин кричит

Голубь воркует                    В ночи: угу!    

Гу-гу! Гу-гу!                           А рыба молчит

Петух зорюет                       Ни гу-гу!  

В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

Одним из видов фольклора являются игры ребёнка со своими пальцами, когда дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких («Этот пальчик - дедушка …»).

Пальчиковые игры – это:

- сеансы массажа

- игра с колясочного возраста, когда ребёнок ещё не говорит;

- развитие координации движений кистей и пальцев рук;

- стихи и движение;

-  развитие речи и ума.

Среди разнообразных игр, используемых мною в педагогическом процессе одно из ведущих мест по праву принадлежит играм, созданным на народном материале, играм забавам. Игры забавы насыщены добрыми чувствами и юмором. Они всегда осуждают отрицательные качества, дают заряд бодрости и теплоты. Многие из них связаны с выполнением определённых движений (бег, прыжки, метание), тем самым я считаю оказывают помощь в физическом воспитании, в укреплении здоровья.

Превращается рука

И в котёнка, и в щенка.

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень, очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант и всё в порядке.

В своей работе я использую разные виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

В нашем ДОУ дети старшего дошкольного возраста устраивают своими силами концерты для малышей, они разыгрывают знакомые им сказки.

Большим сюрпризом для детей является кукольные театры, подготовленные силами родителей. Родители не только показывают кукольные театры для детей, но принимают активное участие в изготовлении атрибутов для театрализованной деятельности.

Я также веду работу по информированию родителей (консультации, собрания, мастер класс, оформление папок-передвижек). Наблюдения за детьми и повторное анкетирование родителей позволили выявить, что:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они стали часто использовать в своей речи потешки, прибаутки;

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей, они с удовольствием подбирают и разучивают с детьми потешки, песенки, пальчиковые игры, приносят в детский сад книги с новыми произведениями устного народного творчества.

Таким образом, мой опыт показал, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности, быстрее и легче адаптироваться в дошкольном учреждении.

 

Список литературы:

1. Князева О.К., Маханёва Л.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург, Детство-Пресс. 2000г.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, М., «Академия», 2000г.

3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Москва, 2007 г.

4. Павлова Л. Фольклор для маленьких. «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12

5. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста, «Д\В» – 1990 № 10.

 

. . . . .