Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Музыкально-эмоциональный опыт – содержательная характеристика эмоциональной сферы личности ребенка

Дата публикации: 2022-03-01 00:20:00
Статью разместил(а):
Ермакова Лолита Александровна

Музыкально-эмоциональный опыт – содержательная характеристика эмоциональной сферы личности ребенка

Автор: Ермакова Лолита Александровна

МОУ «Гимназия 9», г. Электросталь, Московская область

 

Аннотация: Музыкально-эмоциональный опыт, полученный на музыкальных занятиях, помогает дошкольникам сформировать свое отношение к окружающему миру, расширить представления о себе и других.  

Ключевые слова: эмоция, музыка, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Ребёнок, познающий окружающую действительность - не простой созерцатель, а он – часть этого мира. События, происходящие в жизни ребёнка, очень влияют на его мировоззрение. Характер и сила этого переживания и составляет эмоциональную сферу личности.

Развитие способности воспринимать музыку и переживать всю гамму человеческих эмоций является для музыкального руководителя одной из главных задач в музыкальном воспитании дошкольников. Дети имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Музыка, раскрывающая их, может расширить эти представления, сформировать эмоциональное отношение к окружающему миру. Какая музыка подходит детям для восприятия? Маленьким детям уже доступны для восприятия образы, выражающие нежность, радость, грусть. В. Бехтерев указывал на целесообразность использования произведений, отвечающие такому подходу: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражения, другие – радостную эмоцию и успокоение, этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка».

Произведения наших классиков, классиков других стран и разных эпох вмещают большой набор эмоциональных характеристик, помогают развить эмоциональную сферу ребенка. Музыка способна научить ребёнка видеть прекрасное в окружающей его действительности, понимать мир чувств и эмоций. Она может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы.

Отмечая значимость развития эмоциональной сферы ребенка, А.В. Запорожец констатировал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности. Слушая пьесу, ребенок накапливает такой опыт, как способность сопереживания тем чувствам, которые выражены в ней, при этом обогащая свой словарный запас эмоций. Дальше, этот опыт восприятия музыкальных произведений переходит в творческий процесс. Коллективное детское творчество на занятиях рождает особую эмоциональную атмосферу, благоприятно действующую на психику ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека.

Формирование эмоциональной сферы через восприятие музыки – это основа творчества с детьми и цель моей работы на музыкальных занятиях. Творческие этюды и игры – импровизации часто используются в музыкальной деятельности. Темы игр-импровизаций и этюдов разные по содержанию: ««Весельчаки», «Мы попали в сказку», «Всё просыпается кругом». Они вовлекают детей в процесс активного воплощения музыкального образа. Каждый ребёнок по-своему раскрывает его. Не все дети могут свободно и сразу передать свои переживания и настроения. Обращаясь к собственному, пока еще не большому эмоциональному опыту, дети вспоминают, где и когда они испытывали подобные чувства. Свое состояние ребенок может выразить в конкретной деятельности, жестах, мимике, движениях, характере контакта взглядов и психологической дистанции. Через жесты можно показать состояния, ощущения человека или позы животных.

С помощью мимики можно узнать, какое настроение у другого человека. Пантомимика даёт наглядное представление об объекте и помогает более детально раскрыть музыкальный образ. Например, слушая пьесу «Порыв» Шумана, расширяются представления детей о чувствах человека, существующих в жизни и выражаемых в музыке. После прослушивания этого произведение, нужно детям объяснить, что, порыв может быть в природе (порыв ветра) и в жизни человека (состояние его души). На двух-трёх занятиях с детьми разобрать, какими средствами образной выразительности можно передать характер музыки и дальше предложить им под эту музыку импровизировать.

Каждый ребёнок по-своему интерпретирует услышанное произведение. Нет похожих импровизаций, потому что в каждую из них дети вкладывают свое понимание, отношение к данному явлению или объекту. Дети проявляют свои эмоции и чувства, с которыми они уже знакомы. Или, например, познакомить детей с жанром танца – менуэтом. В начале идёт разбор и анализ произведения (Какой характер музыки? О чём вы подумали, слушая музыку?). Важно погрузить детей в ту атмосферу, в которой жил и писал композитор. А композитор своей музыкой нам рассказал о своём времени, когда устраивались балы. Балы проходили торжественно, красиво. На них кавалеры внимательно и бережно ухаживали за дамами. Значит, в этюде, который называется «Золушка и принц», главным будет – передача доброго отношения мальчика к девочке, проявления симпатии друг к другу. У детей формируются такие качества и установки, которые станут нравственными ориентирами в будущем. Название подсказывает детям, какими эмоциональными внешними проявлениями дети раскроют музыкальный образ.

С детьми заранее знакомимся с главными героями из сказки, тогда им легче передать картинку, используя мимику, характерные жесты, пластику и грациозность в движениях. В процессе работы над этюдами вместе с детьми нужно оценить невербальные средства выражения, подметить самые тонкие детали, опираясь на музыкальное содержание произведений.

Музыка для слушания вмещает в себя темы природы и сказок, которые очень любимы воспитанниками. Они учатся передавать образные движения животных, птиц и имитировать их повадки. Детям интересны такие импровизации, как «Голодная кошка и сытый кот», «Смешной заяц», «Любопытные цыплята», «Одинокий листочек», «Солнечный лучик». На занятиях необходимо проговаривать с дошкольниками детали образа: если герой добрый, поза должна быть распрямлённой, расслабленной; если злой, то поза напряжена, сгорблена. Известно, что все отрицательные эмоции «съёживают» фигуру человека, а все положительные – её «развёртывают». Мимика тоже играет большую роль в передаче образа. К. Изард отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь». Таким образом, выразительные средства эмоций рассматриваются как внешние проявления сложных внутренних процессов.

Только в ходе последовательной и систематической работы может повыситься уровень воссоздающего воображения, появится у детей способность создавать новые, оригинальные образы. Л.В. Выготский писал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта. В данном случае, такой опыт ребёнок получает через творческое перевоплощение, тем самым, способствуя развитию своей эмоциональной сферы.  

Окружающий мир ребенка – это мир звуков. Маленького человека все интересует и волнует: едет машина и гудит, сидит птичка на дереве и поет, собачка бежит и громко лает. Понимание чувственного мира звуков очень важно для развития гармоничной личности ребенка. Дифференцированный подход к развитию голосового аппарата через эмоциональное восприятие звуков находит отражение в работе с дошкольниками, начиная уже с младшей группы. Эта работа идёт на занятиях по двум направлениям: «Учимся слышать звук», «Играем со звуком».

Дети с удовольствием выполняют упражнения на звукоподражания птицам, животным. Интонация звука играет большую роль: она может быть яркой, открытой, бодрой и тогда кошечка получается озорной, шаловливой или, наоборот, интонация приглушенная, затихающая и тогда кошечка – грустная, печальная. Тема «Играем со звуком» непосредственно связана с впечатлениями детей, полученными дома, в детском саду, на прогулке, в транспорте, в путешествии. Сюда относятся упражнения: «Давайте радоваться», «Испугались», «Едем с горки», «Птичка улетела». Каждая новая интонация – это новый эмоциональный оттенок. Вариативность интонации есть не что иное, как средство развития и, одновременно, показатель дифференциации в эволюции психики. Ребенок постепенно накапливает впечатления. К старшему дошкольному возрасту ребенок учиться самостоятельно выражать своё отношение и эмоции к событию, к живому объекту через определенную интонацию звука, выразительность пения, правдоподобную подачу образа в движении, моделирование игровой ситуации.

Встреча с музыкой заинтересовывает и помогает детям пропускать через себя разные эмоции: радость и печаль, грусть и нежность. Накопленный опыт, полученный в музыкальной деятельности можно охарактеризовать как содержательную характеристику эмоциональной сферы личности ребенка.

 

Список литературы:

1. Бехтерев В.М. Охрана детского здоровья // Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. — М.; Воронеж, 1997.  

2. Бехтерева Н.П., Камбарова Д.К. СМФП — ключ к познанию эмоций // Наука и человечество: Международный симпозиум. — М., 1985.

3. Запорожец А.В., Неверович Я.3. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. — 1974. — № 6.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001.

5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР. - 1947.

 

. . . . .