Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Повышение качества дошкольного образования через приобщение дошкольников к техническому творчеству

Дата публикации: 2022-03-05 05:06:05
Статью разместил(а):
Чиванова Татьяна Юрьевна

Повышение качества дошкольного образования через приобщение дошкольников к техническому творчеству

Авторы: Чиванова Татьяна Юрьевна

и Чебодаева Наталья Иннокентьевна

МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок», г. Сорск

 

 

Аннотация: Сегодня обществу нужны социально деятельные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в образовании требуют новых подходов. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. В статье мы раскрываем условия работы по LEGO-технологии и робототехники с детьми нашей группы.

Ключевые слова: LEGO-конструирование, творческо-продуктивная деятельность.

 

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала». Ж. Пиаж.

 

Робототехника - собой творческий процесс, в рамках которого ребенку удается создать собственный продукт – робота.  

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё стремительнее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Детям присуще стремление изучать окружающий их мир. В этом особое место отводится дошкольному воспитанию и образованию, так как в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольника и творческая познавательная деятельность – главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках реализации ФГОС ДО. Эти задачи требуют особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отводим конструктивной деятельности через конструирование и робототехнику.

Основная цель использования LEGO-технологии и робототехники: сформировать личность, способную самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе выражать собственное мнение, суждение, оценку; вырабатывая ключевые компетентности воспитанников.

Технология:

· позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей;

· дает потенциал педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

· формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

· формировать умение работать в коллективе.

Учитываем условия:

· наличия «Центра конструирования», который  содержит конструкторы различной модификации;

· один раз в неделю (помимо самостоятельной конструктивной деятельности) организую «Час игры»,  с обязательным включением различных форм организации обучения, по разработанному алгоритму работы с конструкторским материалом.

Проведение каждого часа осуществляю строго по алгоритму.

Алгоритм работы с конструктором:

· Рассматривание рисунка, картинки, схемы, чертежа, образца.

· Выбор нужных деталей из общего набора.

· Сборка элементов модели.

· Последовательная установка всех собранных частей в одну целую модель.

· Сравнение своей собранной модели с рисунком, картинкой, образцом, схемой, чертежом (или анализ собранной конструкции).

Вся работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дети учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Наши воспитанники владеют различными формами организации обучения, а так же «конструированием по теме». Детям предлагаем общую тематику  конструкции, и они сами создают замыслы конструкций. Основная цель такой формы это актуализация и закрепление знаний и умений полученных ранее.

В работе применяем «конструирование по условиям» (предложенное Н.Н. Поддьяковым). Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе «конструированию по условиям» дети свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображения, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки стали симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимые детали, достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будут осуществлять постройку.

Конструктивная деятельность нами осуществляется с детьми  в доступной игровой форме от простого к сложному.  Поняв, что дети очень легко справляются с различными формами  конструирования и робототехники, внесли изменения в работу.  С детьми придумали игру: дети подгруппами (или индивидуально) начинают делать поделку, по сигналу передают по часовой стрелке свою поделку соседнему столику, они продолжают конструировать по своему замыслу. В конце работы дети обсуждают изготовленную конструкцию и дают название чудо-конструкции. Далее усложнив форму работы, проводим с детьми диктант. По словесному указанию дети конструировали поделку. Такие формы конструирования выстраиваются в определенную систему упражнений, которые носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с конструктором, а затем и с робототехникой не только увлекательна, но и весьма полезна. 

В игре, как основном виде конструктивной деятельности, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В работе используем игры: «LEGO-подарки», «Назови и построй», «Запомни расположение», «Играем в магазин», «Строительный диктант», «Комбинаторика», «Строим копии шедевров мировой архитектуры», «Периметр и площадь». 

LEGO-технология интересна тем, что, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Её можно внедрять в образовательный процесс и удачно интегрировать с другими  образовательными областями «Познавательной», «Речевой», «Социально-коммуникативной», «Художественно-эстетическая», «Физическая».

Объединяя LEGO-конструирование с исследовательской и экспериментальной деятельностью, мы предоставляем ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ с помощью опытов: «Ветряной двигатель», «Почему летит самолет», «Что мешает падать», «Как ходят ходики» и др. 

Используем LEGO-конструирование в развитии элементарных математических представлений. Пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину развиваю у детей математические способности.  Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве.

Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). 

LEGO-конструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы. 

На наш взгляд, одна из основных возможностей в LEGO-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. При работе с конструктором дети не просто общаются, но и обмениваются советами о способах крепления, деталями или объединяют свои модели для создания более масштабной конструкции, развивая социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми.

Занимаясь LEGO-конструированием дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределяют время и силы при изготовлении моделей и планировать деятельность.

В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли» и др. В дни календарных праздников в уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей.  

Усложняя задачи конструктивной деятельности, знакомим детей с простейшей робототехникой  – это не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент, который способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста. Используем в работе базовую программу Kicky: «Сказка о двух упрямых козлятах», «Жмурки», программу Hunarobo 1: собираем робота.

Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях. Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

В рамках работы с родителями, проводим конкурсы: «Строительная академия», «Фотостенд моих достижений», организуя выставки из созданных построек   совместно с детьми. Итоги конкурса подводили путем голосования родителей и детей. Все работы удостаиваются внимания. Благодаря этому повысилось количество семей, которые желают принимать участие в подобных мероприятиях.

Из-за недостаточного количества конструкторов робототехники, работы, сделанные детьми, также приходится сохранять -  фотографируя. 

Сотрудничаем с МБОУ "Сорская СОШ № 3 с УИОП", в которой организована инновационная работа по робототехнике. Такие встречи незабываемы для детей.  Школьники с удовольствием показывают принцип работы роботов, рассказывают, как сделать ту или иную конструкцию, помогаю младшим детям в работе с робототехникой. За счет такого сотрудничества появился еще один ресурс обеспеченности робототехникой: ученики с педагогом приходят на наши встречи со своей робототехникой.

В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники создаем условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываем  истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976.

2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1966.

3. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981.

4. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра дошкольника /Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1988.

 

. . . . .