Игровая технология "Волшебный парашют" в физкультурно-оздоровительной работе с детьми
Игровая технология "Волшебный парашют" в физкультурно-оздоровительной работе с детьми
Автор: Урванцева Ольга Витальевна
МКДОУ "Детский сад "Теремок", пгт Мурыгино
Аннотация: Статья посвящена нетрадиционной игровой технологии «Волшебный парашют». В тексте речь идет о том, зачем и как применять данную игровую технологию в дошкольном образовательном учреждении, как "игровой парашют" используется на физкультурных занятиях, а также какие качества развивает у дошкольников. Статья адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
Ключевые слова: Физическое воспитание, двигательная деятельность, нетрадиционное оборудование, дошкольный возраст, игра, парашют.
В общей системе всестороннего и гармоничного развития, физическое культура занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности. Но как показывает практика, у детей снижается интерес к двигательной активности, они малоподвижны, что приводит к росту физически ослабленных детей.
Но как сделать так, чтобы мир движений стал действительно привлекательным, интересным для детей и родителей? Как правильно организовать двигательную деятельность с учётом психофизиологических особенностей и разного темпа развития каждого ребёнка возрастной группы? Исходя из проблемы, стала искать средства, которые помогли бы мне вызвать устойчивый интерес к различным видам двигательной деятельности и объединить детей всей группы, независимо от их индивидуальных особенностей в совместную деятельность. Этим средством стал "Волшебный парашют".
"Волшебный парашют" – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу расположены ручки. Диаметр парашюта может быть различный: от 1 метра до 7-8 метра, это зависит от того, где вы будете его использовать: в музыкальном или спортивном зале, в группе или на улице и от количества участников. Парашют приносит много радости как детям, так и взрослым.
Развёрнутый парашют сразу же собирает вокруг себя участников и зрителей. Почему же с парашютом так здорово играть? Потому что в игре с ним отсутствует соперничество, воспитывается дух сотрудничества, вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ребята учатся последовательным действиям и распределению усилий.
В то время как большинство забав для детей развивают мышцы нижней части тела, игра с парашютом укрепляет главным образом мышцы плеч, предплечий и кистей рук. Также игры и упражнения с этим оборудованием помогают развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, общую и тонкую моторику; совершенствуются коммуникативные навыки общения.
Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под парашютом.
Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Каждый ребёнок может выбрать свою скорость и свою степень активности.
Парашют очень полезен как тихим и медлительным детям, так и активным, в том числе и гиперактивным детям, поскольку игры с парашютом дают возможность «растормошить» тихих детей и утихомирить особо шустрых.
Парашют даёт массу возможностей для игр с правилами, игр с границами. Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию, умение подражать и показывать пантомимой какие-то характерные движения. Вы можете вообразить, что парашют – это домик, или море, или шляпка гриб. Дети под парашютом то изображают воробушков, то укладываются спать, то стучатся в теремок.
«Волшебный парашют» могут использовать воспитатели, музыкальные руководители, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре в различных видах деятельности:
- Музыкально-ритмические упражнения.
- Хороводные игры.
- Динамическая пауза.
- Физминутка.
- Логоритмические упражнения.
- ОВД (основные виды движений).
- ОРУ (Общеразвивающие упражнения).
- Игры с различной степенью подвижностью.
- Релаксационные упражнения.
Используя в своей работе нетрадиционное оборудование «Волшебный парашют» педагоги могут максимально помочь каждому ребёнку стать активным в коллективе, независимо от группы здоровья, возраста, от степени застенчивости или наоборот активности ребёнка, а также в период адаптации.
Парашют – это универсальное игровое средство, которое может использовать в деятельности любой воспитатель, специалист, родители и дети, уникально сочетая различные физические упражнения и движения с музыкой, речью, сказкотерапией, цветотерапией, а также вызывая эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Список литературы:
1. Русских Е.С. Игровой парашют: методическая разработка. – Омутнинск, 2011. – 5 с.
2. Терехина О.Е. Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста, - СПб, 2012. – 14 с
3. Чинарова Е. Под крылом: веселые игры с парашютом.