Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

ТРИЗ-технологии как средство развития грамматического строя речи у старших дошкольников

Дата публикации: 2022-03-19 15:47:52
Статью разместил(а):
Астанаева Ольга Алексеевна

ТРИЗ-технологии как средство развития грамматического строя речи у старших дошкольников

Авторы: Астанаева Ольга Алексеевна

и Сазанакова Оксана Никифоровна

МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок», г. Сорск, Республика Хакасия

 

Аннотация: актуальность настоящей работы заключается в том, что своевременное формирование грамматического строя языка является одним из приоритетных задач в развитии речи ребенка, так как правильно сформированная речь способствует познавательному развитию, а также развитию речевого общения и мышления. Современные технологии развития грамматически правильной речи позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный. Одной из таких технологий является теория решения изобретательских задач.

Ключевые слова: грамматический строй речи, ТРИЗ-технологии, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Речевое развитие было и остается актуальной проблемой и в наше время. В настоящее время существует множество различных методик, при помощи которых можно развивать речь у детей дошкольного возраста. Ведь важнейшим условием развития речевой деятельности детей является создание речевой среды и эмоционально благоприятной ситуации, способствующей формированию  речевых умений и навыков и призванной активно развивать речь и участвовать в коммуникации с окружающими сверстниками и взрослыми. Самая близкая, важная, доступная, увлекательная и ведущая деятельность у дошкольников - это игра. А между игрой и речью существует взаимосвязь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой, сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В настоящее время происходит пересмотр принципов дошкольного образования, происходит всеобщая информатизация населения. Это касается не только школьного обучения. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их тяжело увлечь.

Логопед должен искать интересные детям и в то же время несложные и увлекательные способы развития речевых, психических качеств ребенка. На фоне быстрого скачка развития интернет - технологий в настоящее время детей трудно заинтересовать обычными дидактическими играми, и уж тем более невозможно заставить выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе логопеду необходимо использовать разнообразные приемы и методы.

Одним из современных, увлекательных и доступных методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Ее разработал изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер в 1946 г. По его мнению, каждого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи. ТРИЗ не является строгой научной теорией. Она представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

Теория решения изобретательских задач дала очень сильный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием творческих процессов детей дошкольного возраста в различных предметных областях. Индивидуальной особенностью этой педагогической системы является то, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Богатство его речи можно считать одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка. Поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Цель теории решения изобретательских задач – не просто развить фантазию детей, а научить системно мыслить. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах. Теория решения изобретательских задач дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения, желание помочь. Методика ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.

Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному мышлению.

Методика теории решения изобретательских задач располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности. Практически все методы ТРИЗ можно использовать вне традиционных занятий, не акцентируя ребенка на том, что в данный момент он решает какую-либо задачу.

В методической литературе отмечают использование ТРИЗ-технологии:

- в воспитании у детей творческих качеств личности;

- в коррекции правильного звукопроизношения;

- в формировании словаря;

- в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

- в развитии элементарных математических представлений;

- в развитии конструктивной деятельности.

Основные методы ТРИЗ, используемые в работе с детьми:

- Мозговой штурм,

- Метод фокальных объектов,

- Орфологический анализ,

- Метод эмпатии,

- Метод проб и ошибок,

- Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками),

- Метод Робинзона,

- ТРИЗовские игры.

Метод «Мозговой штурм» предложен американским учёным А. Осборном. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных.

Задачи:

- Развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя и т.п.

- Развивать у детей способность к анализу.

- Стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.

- Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.

Суть данного метода – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия, расковывающие ребенка. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть:

- как не намокнуть под дождем;

- как потушить пожар, если в доме нет воды;

- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его.

Правила мозгового штурма:

1) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: рисование, лепка.

Метод мозгового штурма можно использовать для решения различных логопедических задач, в частности, формирования грамматического строя речи.

Как отмечает Л.Е. Остапова, «в настоящее время овладение языком помимо традиционного развития лексических, грамматических и речевых умений и навыков подразумевает освоение и овладение принципами фиксации познавательной деятельности языковыми средствами». 

Другими словами, данный метод хорош в языковом раскрепощении ребенка, в возможности строить развернутую фразу, используя весь арсенал усвоенных грамматических единиц. Конкретизируя совершенствование и коррекцию грамматических навыков средствами мозгового штурма, отмечается возможность педагогом производить анализ морфологических свойств языковых единиц, правил выражения грамматического значения языковыми средствами, анализ синтаксических конструкций, используемых детьми в процессе решения творческой задачи, когда контроль ребенком правильного употребления языковых единиц уходит на второй план, обнаруживая устоявшиеся автоматизированные навыки.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия».

На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Кроме того, происходит освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Кольца Луллия можно применять для того, чтобы научить детей правильно согласовывать прилагательные с существительными и числительными, понимать и употреблять предлоги в разговорной речи, уметь образовывать слова при помощи приставок и суффиксов, правильно согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже.

Некоторые варианты игр с кольцами Луллия:

- «Подбери картинку». Учить делить слова на слоги и определять их количество в слове.

- «Предмет-признак». Расширять словарь признаков.

- «Кто что сделал?». Учить образовывать приставочные глаголы.

Работа с кольцами Луллия может проводиться во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и нарушения грамматического строя речи у конкретных детей.

Для формирования лексико-грамматических навыков используются следующие тризовские игры и упражнения.

Упражнения на формирование умения выявлять функции объекта, умения согласовывать слова в предложении и использование лексического материала для построения синтаксических конструкций. Например,

«Поиск аналогов» — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины) и т.д.

«Поиск противоположного объекта» — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный  —  теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий —  твердый) и т.п.

«Хорошо – плохо» — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф — мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется…

При подборе детьми слов, обозначающих качества и свойства предмета или явления, дети, строя объяснительную речь, создают различные синтаксические конструкции, автоматизируют навыки правильного употребления различных словоформ.

Применение упражнений, основанных на методах развития творческого воображения ТРИЗ-педагогики, способствует повышению уровня коммуникативной компетенции, развитию речемыслительной активности, памяти, активному использованию лексико-грамматического языкового материала в коммуникации совместно с развитием творческой активности и свободного фантазирования.

Важно отметить, что методы РТВ ТРИЗ, являющиеся инструментами ТРИЗ-педагогики, дают возможность видеть лексико-грамматические явления в комплексе, применять их системно, а не только в рамках одной конкретной темы, что также не является обязательным исключением. Педагог вправе самостоятельно варьировать формулировки заданий, лексический материал внутри упражнения, грамматические и речевые структуры, режимы работы и, если это необходимо, использовать ТРИЗ-упражнения относительно интересующей темы. 

Можно выделить этапы участия логопеда (воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»:

Н.С. Рухля, рассматривая использование ТРИЗ-упражнений на логопедических занятиях, определяет объем участия логопеда при организации игровых упражнений:

«логопед (воспитатель) непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;

логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

логопед (воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы;

логопед (воспитатель) осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи». 

Таким образом, использование таких элементов, как мозговой штурм, круги Луллия и игры ТРИЗ облегчает усвоение материала, способствует развитию речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Эти методы повышают интерес детей к знаниям и делают процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения русской грамматики при умелом использовании методов ТРИЗ становятся доступными и понятными для дошкольников, что повышает эффективность логопедической работы с детьми.

 

Список литературы: 

1. Ковалева И.А. Формирование грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи: Работа с дошкольниками. – М.: Изд. дом Первое сентября, 2009.

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: СОЮЗ, 2001.

3. Логинова Л. Кольца Луллия  // Обруч. – 2004. - № 4. – с.24-26.

4. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

5. Тарасенко Т.В., Казьмина Э.В. Использование кругов Луллия в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста // Символ науки. – 2016. – №10. – с. 19-23.

6. Капаева А.Е., Шумкова А.С. Реализация теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) на уроках английского языка как фактора эффективного обучения иностранному языку // Вестник Северо-восточного государственного университета. – 2017. - № 28. – С. 17-23.

 

. . . . .