Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие любознательности и самостоятельности дошкольников средствами "образовательного геокешинга"

Дата публикации: 2022-03-24 08:45:11
Статью разместил(а):
Новикова Ольга Владимировна

Развитие любознательности и самостоятельности дошкольников средствами "образовательного геокешинга"

Автор: Новикова Ольга Владимировна

МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад комбинированного вида № 184"

 

Аннотация: Статья посвящена современной инновационной технологии «Геокешинг». Раскрывает понятие и приёмы работы с данной технологией. Предназначена для воспитателей детских садов и родителей детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: геокешинг, поиск, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В современном мире обучение основано на «подражании», «повторении», это в большинстве случаев является причиной потери любознательности, снижения познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, опираясь, непосредственно, на свой опыт, решать разнообразные задачи. Все это становится препятствием для развития исследовательской активности ребенка, что, в последствии, тормозит процессы самообучения и саморазвития.

Что же интересно ребенку? Ну, конечно же, игра, поэтому многие дошкольные организации в работе с детьми стали  использовать геокешинг - игру, которая позволяет интегрировать разные образовательные области и физкультурно-оздоровительную работу.

Что же такое геокешинг? Он складывается из слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле». В России геокешинг появился в 2002 году.

Образовательный геокешинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников.

Геокешинг предполагает и поисковую, и исследовательскую деятельность. Современные инновационные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников. Также это отличный способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями своего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием уже в младшем возрасте справляются с задачей по поиску «клада».

Правила проведения образовательного геокешинга:

1) Создание тайников.

- тайник должен реализовывать какую-либо поисково-интеллектуальную задачу.

- задачи не должны повторяться или смешиваться

- одной задаче должен соответствовать только один тайник

- описание тайника должно быть подробным, четким и однозначным.

2) Приоритеты игры:

- создание привлекательных описаний, иллюстрированных фотографиями или видео

- активный здоровый образ жизни

- позитивные эмоции участника игры и организаторов

3) Правила игры

- командная игра

- точно следовать схеме маршрута

- отмечать пройденные тайники

- соблюдать все инструкции

Что может являться тайником? Что угодно – это может быть коробочка, пакетик, контейнер. В роли «клада» может выступить любой предмет: игрушки, сладости, канцелярские принадлежности, и даже слово (например, отгадка ребуса).

Методика проведения геокешинга:

1 этап – предварительная работа. На этом этапе создается маршрут, проводятся игры на отработку умений работать со схемой, ориентировки в пространстве.

2 этап – подготовительный. Здесь пишется сценарий, готовится все необходимое для проведения игры.

3 этап – проведение игры. Пора приступить непосредственно к поиску «клада». Ребята следуют схеме маршрута, отвечают на вопросы, выполняют задания, не забывая при этом отмечать пройденные тайники.

4 этап – отчет результата. Дети рассказывают (показывают) про все пройденные  этапы, обобщают знания, полученные там, презентуют то, что получили в конечном счете.

В игре могут участвовать группы, микрогруппы, также возможно индивидуальное участие. К подготовке и проведению геокешинга можно также подключить родителей, которые также весело и с удовольствием проведут время со своими детьми.

Приведу пример игры, проведенной мною в подготовительной группе.

Конспект игры Геокешинг по теме «Растительный мир».

«Послание художника Пера» 

Виды деятельности детей: 

- игровая (дидактические игры и упражнения);

- коммуникативная;

- двигательная.

Место проведения: территория детского сада.

Цель: Расширять представления детей о разнообразии растительного мира.

Образовательные задачи: 

Продолжать закреплять фонематическое восприятие

Закрепить умение соотносить звук и образ буквы

Закрепить умение детей ориентироваться на плоскости; счёт в пределах 10

Повторить понятия слева, справа, предлоги под, на, в.

Развивающие задачи: 

Развивать мелкую моторику

Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать в коллективе.

Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.

Развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций, инстинкт самосохранения.

Воспитательные задачи: 

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Доставить детям радость от участия в общей игре.

Интеграция образовательных областей:

Познание, речевое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: 

1. Методы мотивации и стимуляции детей:

- вводная беседа (информационного характера)

- игровая мотивация

2. Методы организации деятельности:

- словесные (беседа, вопросы, объяснение);

- наглядные (демонстрация);

- игровые (игры и упражнения);

3. Методы контроля и оценки деятельности детей:

- рефлексия деятельности.

Материалы и оборудование: 

План - карта, 3 конверта с заданиями, буквы итогового слова, карандаши, раскраски на тему «Растительный мир», письмо от художника Пера с приглашением на поиски клада

Ход игры 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня, придя в группу, я нашла конверт от художника Пера. Давайте его вскроем вместе!

Дети: Да.

В конверте лежат письмо и план – карта

Воспитатель: Друзья, смотрите, здесь какое-то письмо, предлагаю его прочитать.

Текст письма: 

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Меня зовут Перо. Я очень люблю рисовать. Поэтому подготовил для вас сюрприз. Но мне пришлось его спрятать от проказницы Кляксы. Я вам нарисовал план – карту, чтобы вы смогли найти мой клад. Но чтобы Клякса не смогла воспользоваться моей картой – все задания я зашифровал. В каждом месте, отмеченном на карте, вы найдете конверт с заданием, выполнив его – вы получите подсказку, где спрятаны буквы. Когда вы разгадаете все задания, нужно будет составить слово из собранных букв. Это слово и укажет вам на то, где я спрятал свой сюрприз для вас. Желаю вам удачи. Надеюсь вам понравится. Художник Перо.

Воспитатель: Ну что, ребята, будем искать клад?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда давайте изучим карту, найдем отмеченные места и отправимся в путь.

На карте отмечены 3 места, где спрятаны конверты.

Где же спрятан первый конверт?

Дети: в нашей группе

Воспитатель: Давайте посмотрим вокруг и поищем конверт.

1 конверт. Что вы видите на картинках? (назвать, сделать классификацию, добавить еще по несколько названий в каждую группу классификации)

Задание: Составить слово по первым звукам.

У детей получается слово БАРАБАН, они находят в группе барабан и берут там две буквы КР.

Воспитатель: первые буквы найдены, отправляемся дальше. Где находится второй конверт?

Дети: в музыкальном зале.

2 конверт 

Задание: в кроссворд надо вписать названия цветов.

Записав ответы, получится слово ЗАНАВЕС. За занавесом дети должны найти буквы АТЬ.

Воспитатель: где же нам искать третий конверт?

Дети: его надо искать на нашей уличной площадке.

3 конверт. 

Задание: нужно ответить на вопросы, найти полученный ответ в таблице, посмотреть соответствующую ему букву и затем записать её в таблицу для ответов.

Вопросы: 

1. Сколько веток на березе?

2. Сколько красных яблок на двух яблонях?

3. Сколько шишек собрала белочка в корзинку?

4. Сколько кленовых листьев справа от ствола?

5. Сколько желудей под дубом?

У детей получится слово ГОРКА, под горкой они найдут буквы ОВ.

Воспитатель: итак, ребята, все буквы найдены. Нам осталось составить из них слово и тогда мы узнаем, где же художник спрятал свой клад.

Дети складывают слово КРОВАТЬ, возвращаются в группу и находят в спальне под одной из кроватей коробку с раскрасками на тему «Растительный мир» (фрукты, овощи, ягоды, цветы)

Воспитатель: ну что, друзья, понравилась вам? Что понравилось больше? Были ли трудности?

Таким образом, мы видим, что дети дошкольного возраста познают мир в игре. В игре ребёнок приобретает социальный опыт, учится самовыражаться и технология «геокешинг» тому яркий пример.

 

. . . . .