Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Этнопедагогика в работе с детьми дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-03-26 22:07:28
Статью разместил(а):
Сидюк Ирина Алексеевна

Этнопедагогика в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Сидюк Ирина Алексеевна

МБДОУ "Д/с № 26",  ст. Медведовская Тимашевского района, Краснодарского края

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, которая испокон веков объединяла людей, позволяла им лучше понять друг друга. Согласно народной педагогике нравственное воспитание включает усвоение основ своей национальной культуры,  родной язык, национальные традиции, обычаи и обряды. На основе этого ребенок приобретает первый опыт морального поведения. Автор считает,  использование этнопедагогики в доу актуально, так как воспитание нравственных качеств будет иметь необходимость в любую эпоху, на любом этапе развития человеческого общества, а народный опыт является основой и опорой в воспитательном процессе. 

Ключевые слова: этнопедагогика, духовно-нравственное воспитание, дошкольники

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» - одна из приоритетных задач ФГОС ДО.

Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей - наций, народностей, этнических групп. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании. Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество, в целом реализуются деятельность человека по передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению. Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни. Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.

Этнопедагогика включает в себя усвоение основ национальной культуры, родной язык, национальные традиции, обычаи и обряды. На основе этого ребенок приобретает первый опыт морального поведения.

Под руководством взрослых малыш приобретает элементарный опыт поведения, вырабатывает отношение к близким людям, ровесникам, вещам, природе. Становление нравственного поведения связано с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей. В первые, годы жизни ребёнку особенно свойственна подражательность, он старается вести себя так, как действуют окружающие его люди. Накапливая постепенно свой опыт, воспринимая реакцию окружающих на свои желания и действия, ребёнок усваивает первые нравственные законы поведения.

Наша задача – научить детей понимать смысл нравственных требований и правил, видеть проявление нравственных качеств в жизни, видеть разницу между добром и злом.

А.П. Орлова полагает, что к средствам народной педагогики для нравственного воспитания дошкольников относятся все виды народного творчества: родное слово, устное народное творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники [2].

В качестве важного средства А.П. Орлова выделяет родное слово, которое обретает свою силу через знание родного языка. Язык материализует в себе духовную культуру народа, влияет на формирование этнокультурной специфики, относится к элементам культуры [2].

Как отмечает Н.В. Ивочкина, особенность народной игры как средства народной педагогики заключается в том, что она выступает в качестве народной традиции [3]. Знакомя детей с традициями своего народа, мы даём возможность дошкольникам, познакомится с историей своего народа, с историей возникновения той или иной традиции.

Сочетание средств этнопедагогики в празднике имеет мощный воспитательный потенциал. Каждый праздник имеет свои обычаи, к нему готовятся долго, он обязательно включает в себя традиционные виды устного народного творчества: песни, колядки, заговоры.

Таким образом, согласно народной педагогике нравственное воспитание детей дошкольного возраста включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, своего родного языка, своих национальных традиций, обычаев и обрядов.

Основными факторами,  народной педагогики являются:

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе, привязанность к родным местам. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к  своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачёв. 

Природа даёт возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребёнка уверенности в себе.

Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Чем меньше возраст, тем больше ребёнок открыт для окружающего мира, для информации, которая из этого мира поступает.

Игра – величайшее чудо из чудес, изобретённых человеком. Велико значение игр в воспитании детей. Трудно представить себе ребёнка без игры, а существование культуры без игровых форм деятельности. В игре он не только приобретает умения и знания, навыки общения, но и усваивает систему ценностей, развивает механизмы творческого сознания. В традиционных культурах народов мира можно выделить три основные группы назначения игрушек, в которых отражаются хозяйственная деятельность, семейные отношения и верования. В любой традиционной культуре существует обязательное половозрастное распределение игрушек: для девочек и мальчиков.

Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребёнок усваивает язык, который называет материнским. Сила слова невероятна в человеческой жизни. Поэтому и говорят о слове: можно им убить, можно и воскресить.

Труд в народной педагогике занимает особенное место. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство.

Образ жизни – устоявшиеся, типичные для определённой общности формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей. Включает в себя обычаи, традиции, обряды, ритуалы и следующие из этого особенности поведения, общения и деятельности людей.

Связь поколений обеспечивают нам традиции, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств этнопедагогики. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. На ребёнка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику.

Фольклор - это самый доступный и полный источник для изучения народной духовной культуры.

Пословицы и поговорки – бесценное наследие каждого народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Пословицы выражают смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учёбе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где труд, там и счастье», «Век живи, век учись». 

Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

Этнопедагогические миниатюры - играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Для всех народов пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице.

На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки и качества персонажей, осваивают правила морального поведения и моральные нормы. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, необходимо показывать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.  

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания.

Народные песни отличаются необыкновенной образностью. В них высшая поэзия. Народные песни - это целый поэтический и философский мир. В них - душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окружённый родными напевами. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п.

К школьному возрасту у ребёнка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества мягкими средствами этнопедагогики.

Основа личности - её моральное развитие. Первые образцы морали усваиваются в семье, где родители обязаны передать детям в наследство порядочность и трудолюбие.

Применение методов и форм этнопедагогики требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней. Применение средств этнопедагогики положительно влияет на воспитание достойного человека. Человек красив душой, а красота души есть отражение нравственного воспитания. 

 

Список литературы:

1. Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное. Под редакцией Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой Э.М. Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ, МОСКВА, 2019, 336с.

2. Орлова А.П. Народная педагогика как фактор развития теории нравственного воспитания Учеб.пособие для студентов и аспирантов. Витебск, 1996г. -103 с.

3. Уматова А.У. Воспитательный потенциал этнопедагогики в нравственном воспитании младших школьников / А.У. Уматова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2014. – № 2. – С. 85–95.

4. Шуляпова О.В. «Родники народной мудрости»: возвращение к истокам народной педагогики / О В. Шуляпова, Е.А. Белова; под ред. Н.Ф. Беляевой // Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 9–11 дек. 2008 г. – Саранск, 2008. – С. 480–484.

5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, 336с.

 

. . . . .