Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие у дошкольников предпосылок к школьному обучению

Дата публикации: 2022-03-27 13:33:16
Статью разместил(а):
Сидюк Ирина Алексеевна

Развитие у дошкольников предпосылок к школьному обучению

Автор: Сидюк Ирина Алексеевна

МБДОУ "Д/с № 26", ст. Медведовская Тимашевского района Краснодарского края

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о личностных преобразованиях дошкольника перед школьным обучением. Знакомит с этапами интенсивного психического развития, содержанием педагогической работы, направленной на развитие нравственно-волевой готовности ребенка к школе. Автор также говорит о первостепенных задачах дошкольного образования, формировании личностного (мотивационного) компонента.

Ключевые слова: дошкольный возраст, мышление, эмоционально-волевая сфера.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Поступление в школу – серьезный этап в жизни каждого ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.

К концу дошкольного возраста ребенок должен быть готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.

В настоящее время плохая экология, вызывающая различные заболевания, занятость родителей, увлечение телевидением и компьютером приводит к тому, что дети очень часто не готовы к школьному обучению. Подготовка детей к обучению в школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Она направлена на формирование у детей дошкольного возраста определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе, формирование определённого уровня познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, умений ребёнка сознательно подчинять свои действия заданному, последовательном выполнении словесных указаний взрослого.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетрадь), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему трудно обучаться. Такие дети, учатся очень неровно. Нет чувства долга и ответственности, такой первоклассник всё делает небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Число таких детей увеличивается ежегодно, что вызывает особую тревогу.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах психофизиологических функций и личностных новообразований.

Совершенствуется планирующая функция речи, которая является “универсальным средством организации внимания”. Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления.

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно-схематическое мышление. Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить, к проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Таким образом, целью подготовки детей к школе является не столько овладение конкретными знаниями, сколько создание предпосылок к школьному обучению.

Содержание педагогической работы на занятиях, направленной на решение задач нравственно-волевой готовности ребенка к школе, должно включать в себя следующее:

- формировать у ребенка представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний, у ребенка необходимо вырабатывать активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя и пр.).

- формировать нравственно-волевые качества (настойчивость, ответственность, самостоятельность, старательность).

- формировать у ребенка опыт деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи, усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказывать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

Подготовка детей к школе в дошкольной образовательной организации включает в себя две основные задачи:

- всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое);

- специальная подготовка к усвоению школьных предметов, формируется адаптация к условиям школы и систематической учебе.

Важной предпосылкой становления учебной деятельности является умение осуществлять контроль выполнения своих действий и оценивать их. Без контроля учебная деятельность лишается своего основного компонента.

К предпосылкам учебной деятельности относится также формирование личностного (мотивационного) компонента. Л.А. Венгер отмечал, что первым условием успешного учения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов:

- отношение к учению как к важному общественно значимому делу; 

- стремление к приобретению знаний; 

- интерес к определенным учебным предметам. 

Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почтенное в глазах ребенка положение школьника.

Таким образом, к первостепенным задачам дошкольного образования относятся развитие: эмоционально-волевой и познавательной сфер, психических функций, коммуникативных навыков, умений действовать по правилам. 

 

Список литературы:

1. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, М:1995.

2. Е.Е. Кравцова Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М:1991.

3. Л.А. Венгер Воспитание психологической готовности к систематическому обучению Дошкольное воспитание №9, 1988.

4. Запорожец А.В. Современная наука о детях М.: Просвещение, 1995.

5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика М.: Академия, 2000.

 

. . . . .