Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Доклад "Татары на иркутской земле"

Дата публикации: 2023-05-06 07:34:49
Статью разместил(а):
Кулагина Наталья Артуровна

Доклад "Татары на иркутской земле"

Автор: Колесникова Ярослава

4 класс МБОУ "СОШ № 23", г. Иркутск,

Руководитель: Кулагина Наталья Артуровна

 

1. Введение

Я люблю тебя, Россия!
Я хочу, чтоб ты цвела!

Словно птица в небе синем,
Распахнувши два крыла,
Ты согрела полпланеты –
Сто народов! Сто племен!

Мы – твои родные дети

 Пусть синеет небосклон!

Буряты, русские, татары,

Белорусы и мордва,
Проживаем в добром мире
Как на дереве листва.

И еще десятки разных
Наций, сёл и городов!

Этот день – наш общий праздник!

Этот край – наш общий дом!

(автор неизвестен)

Сейчас Землю можно сравнить с огромным многоквартирным и многоэтажным домом, в котором живут самые разные соседи, со своими привычками и обычаями - иначе говоря представители разных народов. Если посмотреть на этнический состав практически любого города мира, то среди его населения можно встретить и представителей коренных народов, и многочисленные диаспоры других национальностей. Все они живут в одном доме, и все они должны жить мирно. Не зная самых элементарных особенностей их культуры и образа жизни, можно легко вызвать неприязненное и даже враждебное отношение. А разве хотели бы мы враждовать с соседями? Поэтому надо быть корректным по отношению к обычаям и традициям других народов. Наш город – не исключение.

В Иркутской области живут представители 156 национальностей, самая многочисленная из них – русские (88,3% общего числа жителей). Вторая по численности нация – буряты (77,7 тыс. человек или 3,2%). Украинцев - 30,8 тыс. (1,3%), татар - 22,9 (0,9%), белорусов - 7,9 (0,3%), армян - 6,6 (0,3%), азербайджанцев - 5,4 тыс. (0,2%). Замыкают десятку лидеров чуваши, киргизы и узбеки, их численность колеблется от 4,4 до 4,6 тыс. человек (по 0,2%).

В нашей школе проходил фестиваль национальных культур, представленных на территории г. Иркутска. Я готовила доклад на тему «Татары» и очень заинтересовалась историей появления татар на иркутской земле, их обычаями, культурой и традициями. Для более детального изучения данной темы я провела исследование и подготовила доклад на тему «Татары на иркутской земле».

Целью моего исследования является изучение появления татар на территории г. Иркутска, особенностей их культуры и традиций, воспитание уважения к людям разных национальностей нашего города и привлечение внимания учащихся к данной теме.

Задачи исследования:

1) анализ информации об истории появлении татар на территории г. Иркутска;

2) изучение литературы о татарской культуре;

3) знакомство с особенностями быта, традициями, национальной кухней татар;

4) укрепление единства, дружбы среди учащихся в классе, школе, обществе.

Методы исследования: анализ литературы, структурирование информации и её практическое применение в наглядном пособии для школьников в виде лэп-бука.

2. Основная часть.

2.1. Появление татар на территории Иркутской губернии.

Татары принимали активное участие в заселении и хозяйственном освоении новых территорий. Первые вольные поселенцы из числа татар в Иркутской губернии появились в начале XIX века. Согласно переписи 1835 года, в городе Иркутске, проживало около 350 мусульман.

В связи с политикой ускоренного развития Сибири, после крестьянской реформы, численность мусульман в Иркутской губернии, выходцев из регионов Поволжья и Приуралья, особенно увеличивается, и в 1897 году достигает цифры 7599. Крестьяне ехали семьями, селились в основном компактно, образуя целые деревни, поселки. В Сибири им доставались, как правило, самые трудные участки: малоплодородные, удаленные от дорог, в лесных массивах.

Крепкие, выносливые, дисциплинированные переселенцы корчевали лес под пашню, строили железную дорогу, поселки. Трудолюбивые татары внесли огромный вклад в освоение сурового края. Предприимчивые татарские купцы проникали из Иркутска в Якутию, к эвенкам и бурятам.

Также татарское население формировалось за счет ссылки. Ссылка продолжалась на протяжении всего периода освоения Сибири. Следом за ссыльными, как правило, шли их семьи, родственники.

Число мусульман из года в год в Иркутской губернии росло, как за счет естественного прироста, который был высоким, так и за счет прибытия новых переселенцев из европейской части империи. К концу XIX века возникла острая потребность в строительстве мечети в губернском центре. На духовные запросы живо откликнулись братья Шейхулла и Заидулла Шафигуллины, выходцы из Казанской губернии, пожертвовав для мечети принадлежащую им городскую усадьбу с постройками на улице Саломатовской (ныне Карла Либкнехта).

В течение семи лет мусульмане добивались разрешения на строительство мечети. Зимой 1897 года разрешение на приспособление одного из домов усадьбы под мечеть было получено и утвержден проект реконструкции.

Строительство новой мечети, выполненной из обработанных массивных блоков природного камня, было завершено в 1902 году. Мечеть с высоким изящным минаретом стала центром общественной, культурной и религиозной жизни мусульман. При исламском комплексе работала библиотека, медресе (школа), приют для сирот и инвалидов, благотворительная столовая для бедных. В мечеть на губернские собрания стекались мусульмане со всего региона.

Согласно Всероссийской переписи населения в 2010 г., на территории Иркутской области проживает 22882 татар. Ислам исповедуют около 6% верующих жителей. В Иркутске действует Централизованная религиозная организация мусульман “Байкальский муфтият”, зарегистрированная в 2000 году.

Объединение граждан татарской национальности, проживающих в Прибайкалье, началось в 1989 г. на первом Сабантуе – празднике весны и труда, который проходил тогда в п. Бохан. 19 сентября 1991 г. была зарегистрирована Иркутская областная общественная организация «Татарский общественный культурный центр». Основными целями центра стали: возрождение самобытности и традиций; развитие национальной культуры; сохранение татарского языка; укрепление деловых и дружеских связей с членами национальных объединений, действующих в других регионах России. В том же году на базе одной из школ города был организован класс по изучению татарского языка.

2.2. Традиции и культура татарского народа.

2.2.1. Традиции татар.

Главой татарской семьи считается отец. Он принимает самые важные решения. Главная семейная ценность татарского народа – уважение к старшему поколению.

Гостеприимство татар известно туристам всего мира. Они считают своим долгом пригласить гостя в дом, накормить и напоить его, если необходимо – оставить у себя на ночлег. Глава семьи обязан присутствовать за столом с гостями.

Татарские дома мало чем отличались от русских (рис.2). Но имелась одна особенность – деление дома на две половины. Одна из них считается мужской, а другая – женской. Чтобы разграничить эти территории, использовали специальную штору – «чаршау». В каждом доме можно было увидеть яркие сундуки красного или зелёного цвета. В них собирали приданое для будущей невесты.

У татар много народных праздников. Самый известный праздник связан с наступлением весны. Он называется Сабантуй. Массовые гуляния, интересные игры, веселье. Мужчины и женщины в этот день надевали нарядные костюмы. Люди собирались на лугу, и начинались общие развлечения, главным из которых была национальная борьба. Это мужское развлечение. Победитель должен быть поднять соперника на поясе в воздух, а потом положить поверженного на землю. Самый сильный борец получал в награду живого барана. Проводились также конкурсы для девушек, в которых они могли проявить себя как хорошие хозяйки или рукодельницы.

2.2.2. Национальная кухня татар.

Главная черта татарского народа - гостеприимство. Гость, первым делом, должен быть сыт и доволен. Татары говорят: «Негостеприимный человек - человек неполноценный».

Большое воздействие на татарскую кухню оказали кухни многих народов. От узбеков позаимствовали плов и халву, от китайцев - пельмени и чай.

Издавна татары занимались земледелием и животноводством, поэтому в пище преобладают мясные, мучные и молочные блюда.

Первостепенное значение в татарской кухне имеют жидкие горячие блюда - супы и бульоны из баранины, конины и курицы. Свинина у татар запрещена, так как они мусульмане. Наиболее распространённые блюда - суп-лапша «Токмач», татарский плов, «Кыздырма».

Особенностью традиционного стола является многообразие мучных изделий. Как в одежде, так и в кулинарии татары любят многослойность и разнообразие компонентов. Вся выпечка построена на этом принципе.   Это пироги, булочки, лепешки, лапша и лакомства к чаю. Самые популярные мучные изделия - праздничный пирог «Губадия», «Кыстыбый», «Эчпочмак», «Балеш» и «Чак-чак».

В татарских семьях рецепты национальной кухни передают из поколения в поколение, народ бережно хранит секреты национальных блюд.

2.2.3. Национальный татарский костюм.

На татарскую одежду повлиял странствующий образ жизни. Одежда была удобна для езды верхом. Одежда была свободная. Использовали лёгкую, но при этом тёплую ткань. В пошиве костюма применяли разные материалы: мех, кожу, хлопок, лён, бархат, шёлк. Самые популярные цвета - бордовый, синий, жёлтый, белый, зелёный. Одежду украшали золотом, монетами и бусинами. Также были популярны узоры. Татарские женщины считались лучшими вышивальщицами.

2.2.4. Национальные игры татар.

Народные игры татар связаны с их культурой. Они являются способом воспитания детей и обязательной частью обрядов. Играючи, татары и поют, и пляшут, и работают. «Перетягивание каната», «Бег в мешках», «Бег с яйцом на ложке» способствовали тому, чтобы дети росли сильными, умели быстро бегать, стали крепкими и выносливыми.

Детские и молодёжные игры у татар были тесно связаны с традиционными обрядами и со временем года. В начале весны в праздник «Половодья» устраивали игры на природе, водили хороводы, пели, молодежь из разных деревень знакомилась друг с другом.

На празднике «Сабантуй» сельские ребятишки развлекались сбором крашеных яиц и играми в них. Между жителями деревень проходили различные состязания - национальная борьба на кушаках «Корэш». Скачки - наездниками являются мальчики 8-12 лет. Бег – здесь соревнуются все возрастные группы от мальчиков до стариков. Женская половина принимала участие в состязании «Перетягивание каната», «Бои подушками».

Очень многие игры татар перекликаются с играми русского народа. У татар «Плетень», у нас «Ручеёк»; у нас пятнашки - у татар «Узелки»; у нас «Прятки», у татарских детей - «Норки».

2.3. Лэп-бук.

Чтобы моё исследование оказалось максимально полезным, я решила познакомить своих одноклассников и других учащихся школы с культурой и традициями татарского народа. Результаты проведённой работы и изученную информацию я представила в виде лэп-бука.

Лэп-бук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые можно доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по определенной теме.

Лэп-бук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Такое тематическое пособие имеет яркое оформление и чёткую структуру.

Мой лэп-бук состоит из следующих разделов:

1. Культура и традиции татар.

2. Национальная кухня татарского народа. Рецепты самых популярных татарских блюд представлены в виде книжки-раскладушки.

3. Татарские пословицы и поговорки.

4. Национальный татарский костюм. В данный раздел я поместила рисунки учащихся из своего класса. Также в этом разделе находятся карточки с образцами узоров, которые можно встретить в татарском костюме.

5. Игры татар. В этом разделе информация представлена в виде книжки-гармошки.

Создание лэп-бука - это заключительный этап самостоятельной исследовательской деятельности. Это очень удобный инструмент для организации информации, он помогает лучше понять, систематизировать и запомнить материал.

3. Выводы.

Изучив историю появления татар в Иркутской губернии, я пришла к выводу, что татары внесли большой вклад в освоение наших земель, расширение территории. А мечеть, построенная в Иркутске в 1902 году, стала центром общественной, культурной и религиозной жизни мусульман. В мечеть на губернские собрания стекались мусульмане со всего региона. В настоящее время Иркутская соборная мечеть – это памятник культуры федерального значения.

Я познакомилась с культурой, традициями татарского народа, особенностями их национальной кухни и костюма. Результат своей работы я представила своему классу в виде презентации лэп-бука и предложила одноклассникам нарисовать национальный татарский костюм. Свой рассказ я «подкрепила» чаепитием с татарским чак-чаком. Презентация получилась очень зрелищной, яркой и надолго запомнилась ребятам.

 

Список литературы:

1. Бобкова Г.И.  Татарские общины Иркутской губернии (конец XIX – начало XX в.): монография / Г.И. Бобкова. – Иркутск : Изд–во Иркут. гос. ун–та, 2009. – 219 с.

2. История и культура родного края: Учеб. Пособие для основной школы / Исламов Ф.Ф. - Казань: Магариф, 1994 г. - 191 с.

3. Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязи: - Казань: - ИЯГИ им. Г. Ибрагимова, 1993 - 138 с.

4. Татары / Под ред. Р.К. Уразманова, С.В. Четко-М.: Наука, 2001 - 583 с.

5. Гатовская Г.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. / Пермь: Меркурий, 2015. - 144 с.

 

. . . . .