Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Исследовательская работа "Занимательная игрушка-антистресс"

Дата публикации: 2023-05-14 01:06:41
Статью разместил(а):
Икоева Ельда Анатольевна

Исследовательская работа "Занимательная игрушка-антистресс"

Руководитель: Икоева Ельда Анатольевна

МБОУ "Лицей", г. Владикавказ

 

ВВЕДЕНИЕ

Детство - самая важная пора в жизни каждого человека. Это период внутреннего роста, формирования характера, приобретения нового опыта. Пожалуй, просто немыслимо представить детство без игрушек. Игрушки являются для ребенка важной средой, которая позволяет ему полноценно исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать первые приобретенные навыки и творческие способности. Игрушка помогает ребенку выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя. «Игрушка – это вещь, служащая для игры», - так нам объясняет значение игрушки Толковый словарь русского языка Ожегова. Игрушки – верные спутники ребенка с первых дней жизни. Игрушка, с одной стороны, является предметом забавы, радости и развлечения. Но в то же время она - важнейшее средство психического и социального развития личности. Игрушки бывают разными по цвету, форме, структуре материала: Например: деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.д.

Недавно нас заинтересовала оригинальная игрушка, которая продается в пластмассовой баночке. Мы с удивлением заметили, что, с одной стороны, она похожа на желе и на фруктовое мороженое, которое не тает. Но, с другой стороны, эту несколько странную субстанцию можно переливать, брать в руки, а она не будет вытекать и не становится влажной.  Название  игрушки тоже оказалось довольно непривычное и странное: Занимательный пластилин …

Занимательный пластилин? Что это такое? Почему эта игрушка так называется?  Из каких компонентов состоит? Как сохраняет свои свойства? Эти вопросы мы долго задавали между собой. Найти ответ на поставленные вопросы нам помогла данная работа.

Цель исследования: стимулирование творческого мышления, развитие навыков, знакомство со свойствами материалов,  изготовление занимательного пластилина в домашних условиях.

Задачи исследования:

- раскрыть значение слова «Занимательный пластилин»;

- изучить историю возникновения игрушки-антистресса;

- изучить, какие компоненты входят в состав занимательного пластилина;

- изготовить игрушку;

- определить условия хранения.

При проведении исследования была выдвинута гипотеза: если пластилин развивает мелкую моторику у детей, то возможно пользоваться этой игрушкой с практической пользой; выяснив, насколько она безвредна экологически, а так же узнав состав и пропорции компонентов, можно изготовить «пластилин» в домашних условиях.

Методы исследования:

- изучение литературы по данной проблеме;

- наблюдение;

- эксперимент.

Объект исследования: занимательный пластилин.

Предмет исследования: игрушка «пластилин».

Предмет исследования: способы изготовления пластилина в домашних условиях.

Актуальность работы заключается в том, что каждый ребенок может почувствовать себя исследователем, изготовить пластилин в домашних условиях, чтобы использовать его в качестве игрушки.

Практическая значимость состоит в возможности применения данных исследовательских материалов при проведении уроков, классных часов. Процесс изготовления пластилина развивает мелкую моторику, логику, память, помогает создать благоприятный эмоциональный фон, способствует умению сосредоточить внимание на игрушке,  развивает усидчивость, способность к концентрации внимания. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольников и школьников умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок родным, друзьям или помочь младшим товарищам. 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Что такое «занимательный пластилин»?

Согласно первой задаче исследования, мы обратились к литературе для того, чтобы уточнить значение слова «Лизун».

В толковом словаре Ушакова лизун – это  тот, кто любит лизать, лизаться [2].

В мифологической энциклопедии под редакцией Мелетинского Е.М [3] - Лизун - дух, обитающий за печкой или в подполье дома, который, по поверьям, лижет, зализывает по ночам волосы людей, шерсть скота, вылизывает оставленную где попало посуду. Лизун  может напоминать мохнатого зверька. Таинственным мохнатым лизуном крестьяне стращали детей: «Лизун под печкой живет, там на кухне, в чулане. Не плачь, лизун тебя там съест. Лизун-то в подполье и живет». На Смоленщине лизун - «детское пугало», но  это и «сноп огня пламени».

Лизуном, который обитает под печкой и выходит оттуда, когда никого нет (может появляться и в банях), пугали ребятишек на Смоленщине, а также в Ярославской, Тверской, Костромской губерниях.

1.2. История появления «лизуна».

«Лизун» - очень интересная и необычная игрушка. Первоначально назывался слаймом и являлся детищем огромного американского концерна по выпуску игрушек Маттель. Выпущен он был довольно давнов 1976 году. Состоит из вязкого желеобразного материала. Основным компонентом лизуна была гуаровая камедь. Он был зеленого цвета и продавался в пластиковой баночке. С тех пор его выпускало много других компаний, а название «Лизун» стало нарицательным.

В СНГ слаймы, переименованные в лизуны, стали популярны после показа по телевидению мультсериала про ловца привидений, в котором одного из персонажей — зеленое привидение звали Лизуном. И действительно, они очень похожи тянущейся липкой и упругой текстурой. Вскоре эта кличка стала настоящим названием этой игрушки. Занимательный пластилин-лизун из мультфильма «Охотники за привидениями»

Затем лизун представлял собой шары из эластичной желеобразной массы, которая при кидании об стену  размазывается по ней и прилипает, после чего возвращается в исходное состояние. Лизун собирал собой всю грязь и шерсть домашних животных, легко промывался водой, поэтому взрослыми часто использовался для чистки одежды. Со временем он загрязнялся так, что терял свои свойства. Категорически запрещался в учебных заведениях, так как оставлял после себя жирные масляные пятна на потолке и школьных досках. Был очень популярен в начале 1990-ых годов.

В настоящее время лизун представляет собой вязкую желеобразную жидкость, которая продается в пластмассовых баночках.

1.3. Состав и свойства «пластилина-лизуна».

Основные компоненты — полисахарид (гуаровая камедь) и бура. Вместо полисахарида могут использоваться другие полимеры. Интересен своими свойствами неньютоновской жидкости. Материал похож на слизь, но при этом не разливается и легко собирается. Если пластилин оставить в покое, он начинает растекаться по поверхности, а при резком воздействии уплотняется, и, например, при ударе по куску материала можно видеть, как он рвётся.

Первый «пластилин». Основные компоненты полисахарид (гуаровая камедь) и бура.

Гуаровая камедь, гуар, гуаран (Е412) — пищевая добавка, относится к группе стабилизаторов. Гуаровая камедь используется в пищевой промышленности как стабилизатор консистенции и обладает следующими свойствами:

- увеличение вязкости;

- желирующие свойства.

Бура́ – минерал. Используется как сырьё для получения бора. Современный «пластилин» интересен своими свойствами. Его основа - слизь, но при этом не разливается и легко собирается. Если пластилин оставить в покое он растекается, как жидкость, а при резком воздействии уплотняется и, например, при ударе по куску пластилина можно видеть, как он рвется.

Основа современного Пластилина - клей ПАЗЛ, так как клей имеет свойство тягучести и определенной густоты. Клей должен быть обязательно свежий, дата у него, как и у всего имеется на баночке. В противном случае, срок жизни самого лизуна существенно сократится.

Тетраборат натрия придает лизуну вязкость, в состав тетраборатанатрия  входит глицерин, он позволяет лизуну хорошо отлипать от рук и предметов.

ВЫВОДЫ

Изучив литературу, мы решили попробовать дать собственное определение игрушке «пластилин». Итак, пластилин – игрушка, представляющая собой желеобразную массу, напоминающая одноименное привидение из мультфильма «Охотники за привидениями».

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Изучив все составы для изготовления пластилина, мы решили попробовать изготовить своего с использованием предложенной рецептуры.

Из литературы нам стало известно, что основой лизуна является клей ПАЗЛ. Однако можнопопробовать взять за основу разные виды клея: клей ПВА, клей прозрачный канцелярский, клей обойный.

При изготовлении лизуна важно соблюдать технику безопасности: смешивать компоненты необходимо в перчатках.

Опыт №1.

Компоненты:

Клей ПВА – 150 г.

Акварельные краски

Тетраборатнатрия  -  10 мл.

Способ изготовления: 

1. Клей ПВА. Белый, желательно свежий.

2. Затем акварельными красками придаем Пластилину зеленый цвет.

3. Все хорошо перемешиваем до однородной массы и добавляем тетраборат натрия.

4. Перемешиваем до получения желеобразной однородной массы. Затем выкладываем полученного Пластилина в полиэтиленовый мешочек и хорошо мнем до образования однородной массы.

Результат: консистенция Занимательного пластилина напоминает очень мягкий пластилин. Хорошо тянется, держит форму некоторое время, а потом растекается. Следов не оставляет. Таким пластилином играть очень хорошо. Особенно лепить мордочки.

Опыт № 2.

Компоненты:

Клей  прозрачный канцелярский – 150г.

Акварельные краски

Тетраборатнатрия  -  10 мл.

Способ изготовления: 

1. Для изготовления небольшого пластилина нам понадобиться примерно полстакана, около 150 г. клея. Клей выливаем из бутылочки в миску.

2. Добавляем акварельные краски зеленого цвета и все хорошо перемешиваем.

3. Добавляем несколько капель тетрабората натрия.

4. Перемешиваем до получения желеобразной однородной массы.

Результат: структура пластилина очень мягкая. Тянется хорошо. Держит форму. Следов не оставляет. Таким пластилином играть очень приятно и  удобно.

2.2. Выявление условий хранения «пластилина».

Пластилин мы будем хранить в емкостях:

· Пластилин из клея ПВА в стеклянной баночке.

· Пластилин из прозрачного канцелярского клея в пластмассовой баночке.

· Пластилин из магазина в магазинной упаковке.

По результатам наблюдения в течение трех дней мы заметили, что пластилины остались первоначальной консистенции. Значит, хранить Пластилин можно в разных емкостях, но при герметично закрытых крышках.

ВЫВОДЫ.

Изучив все составы для изготовления пластилина, мы решили попробовать взять за основу клей ПВА и канцелярский клей.

Пластилин, в основе которого клей ПВА, по консистенции напоминает мягкий пластилин, хорошо тянется, держит форму некоторое время, а потом растекается. Следов не оставляет. Таким пластилином играть очень хорошо, особенно лепить мордочки.

Пластилин, в основе которого прозрачный канцелярский клей, по структуреполучился очень мягкий, хорошо тянется, держит форму, не оставляет следов. Таким пластилином играть очень приятно и удобно.

Опыты показали, что хранить забавный пластилин стоит строго в закрытой емкости. Это может быть пластиковая коробочка, пластиковая или стеклянная банка. Пластилин любит прохладу и быстро сохнет на жаре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате, пришли к выводу, что полученный развивающий пластилин-лизун  вполне пригоден для игры. Доказали, что хранить забавную игрушку стоит строго в закрытой ёмкости, так как она  любит прохладу и быстро сохнет на жаре. Единственным недостатком изготовленной игрушки считаю, короткий срок службы.

Поставленные задачи решены. Цель исследования достигнута. Гипотеза доказана.

 

Библиографический список:

1. Толковый словарь русского языка. Ожегов С., Шведова Н. – М.:Азъ, 1992.

2. Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой.

3. Мифологический словарь / гл.ред. Е.М. Мелетинский — М.: Советская энциклопедия, 1990.

 

. . . . .