Особенности овладения младшими школьниками чтением на иностранном языке
Особенности овладения младшими школьниками чтением на иностранном языке в контексте личностно-ориентированного подхода
Автор: Петрикова Анна Александровна
ГБОУ Школа №1637, Москва
Аннотация: Данная статья посвящена теоретическому обоснованию проблемы, рассмотрению цели и содержания обучения чтению на иностранном языке в начальной школе в русле личностно-ориентированного подхода.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, техника чтения, компоненты содержания обучения чтению.
Модернизация системы современного образования, признанная потребностью времени, заключается в переходе от традиционного «знаниевого» подхода к личностно-ориентированному (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, А.А. Орлов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), который в максимальной степени направлен на формирование свободной, развитой и образованной личности, способной жить и работать в современном мире.
В данной статье личностно-ориентированный подход рассматривается как концептуальная основа для построения педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием и технологиями), который специально ориентирован на развитие и саморазвитие таких собственно личностных свойств индивида в процессе овладения им иностранным языком и чтением, как самостоятельность, осознанность, нацеленность на достижение результата и др.
Анализ целевых, содержательных и процессуальных аспектов личностно-ориентированного подхода позволил нам выделить сущностные характеристики данного подхода (С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), которые должны найти отражение в эффективной технологии обучения технике чтения на иностранном языке, обеспечивающей учащимся самостоятельность и осознанность чтения:
— личностная направленность образовательного процесса: целостное развитие, саморазвитие и личностный рост обучающегося;
— ориентация на индивидуальные особенности и способности, жизненный опыт и потребности личности;
— концентрированность на учении, самостоятельной деятельности, самоконтроль и рефлексия учения;
— фасилитация учения, то есть педагогическая поддержка, содействие, продвижение, сотрудничество, субъектно-субъектные отношения «ребенок-учитель» (И.А. Зимняя, А.А. Майер, А.Б. Орлов, К. Роджерс, С.Я. Ромашина, В.В. Сериков) и педагогическое общение, направленное на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися (А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, М.С. Каган, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Л.А. Петровская, N.A. Flanders).
Изменения приоритетов и целей школы XXI века нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС), а также и в системе современного начального иноязычного образования, основной целью которого является процесс духовно-нравственного, когнитивного и коммуникативного развития и саморазвития младшего школьника, овладевающего иностранным языком, формирования его нравственных ценностей, эмоционально-волевой сферы и учебной деятельности как нового средства взаимодействия с окружающим многоязычным и поликультурным миром (З.Н. Никитенко). Начальное иноязычное образование обеспечивает реализацию всех целей ФГОС и включает в себя три аспекта: воспитание, развитие и учение.
Исходя из того, что главной ценностью начального иноязычного образования в контексте личностно-ориентированного подхода является личность учащегося и ее интересы, мы выделили следующие потребности младшего школьника в аспекте овладения им иноязычным чтением: личностные, общественные и государственные. Удовлетворение данных потребностей призвано обеспечить: развитие и саморазвитие младшего школьника в процессе овладения иноязычным чтением и формирование у него целостной картины окружающего мира, способствующей обретению учеником в процессе чтения иноязычных текстов духовно-нравственных и культурных ценностей; воспитание и самовоспитание личности младшего школьника как субъекта своей культуры, способного к читательской деятельности, и субъекта культуры учебного труда, способного к самостоятельной и осознанной деятельности по овладению чтением на иностранном языке; овладение младшими школьниками универсальными учебными действиями, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего иноязычного образования и является важной составляющей успешности обучения чтению на иностранном языке.
Личностно-ориентированный характер начального иноязычного образования обеспечивает не только общекультурное, социальное и личностное становление ученика в процессе учебной деятельности, но и развитие его учебно-познавательных способностей, т. е. умения учиться, познавать мир, умения сотрудничать и др. Именно поэтому на сегодняшний день основной результат образования рассматривается как достижение ими универсальных учебных действий и способов, специфических для изучения иностранного языка и овладения чтением.
Личностно-ориентированный подход воздействует прежде всего на цели и содержание обучения иностранному языку и чтению. В связи с этим цель обучения чтению на иностранном языке в начальной школе формулируется нами как формирование личности младшего школьника и его способности к самостоятельной и осознанной деятельности по овладению чтением на иностранном языке, направленной на достижение образовательных результатов, включая формирование универсальных учебных действий в процессе обучения чтению.
Данная цель предполагает: формирование у младших школьников нравственных качеств и ценностей в процессе овладения иноязычным чтением; речевой способности к иноязычному чтению и рефлексивной самооценки; формирование познавательного интереса к новому виду иноязычной речевой деятельности; знакомство с новым языком, культурой, расширение кругозора и развитие способности к иноязычному чтению как средству межкультурного общения. Реализация поставленной цели происходит в рамках двух этапов: подготовительного (во 2 классе) и основного (3–4 класс). Важность подготовительного этапа заключается в том, что во 2 классе ведется работа по формированию навыков техники чтения как необходимого фундамента для последующего успешного овладения учащимися чтением на иностранном языке, для формирования их читательской самостоятельности.
Применительно к содержанию обучения личностно-ориентированный подход предполагает акцент в развитии личности на деятельностную компоненту, на развитие опыта творческой деятельности и ценностные ориентации (А.Г. Асмолов, И.Л. Бим). Учитывая положения теории обучения иностранным языкам в начальной школе (Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко), требования примерной программы по иностранному языку для начальной школы и ориентируясь на содержание начального иноязычного образования, которое имеет личностно-смысловую и культурную направленность, мы выделяем в содержании обучения чтению на иностранном языке четыре взаимосвязанных компонента: ценностный, мотивационный, культуроведческий и учебный.
Ценностный компонент связан с опытом обретения духовно-нравственных ценностей и нравственных качеств в процессе чтения на иностранном языке, формирующих нравственную культуру ученика.
Мотивационный компонент связан с формированием внутренней мотивации в процессе овладения иноязычным чтением, со стремлением быть успешным в чтении, с познавательной самостоятельностью чтеца как субъекта читательской деятельности.
Культуроведческий компонент связан с познанием младших школьников в процессе чтения на иностранном языке культуры народа страны изучаемого языка с опорой на родную культуру.
Учебный компонент обеспечивает учебную деятельность по овладению чтением на иностранном языке и формирование универсальных учебных действий как основы всех умений по освоению нового вида речевой деятельности.
Сформулированные в статье характеристики личностно-ориентированного подхода, цель и содержание обучения чтению на иностранном языке, которые уточнены с учетом специфики начального иноязычного образования, являются необходимой теоретической основой для разработки методики оценки эффективности обучения технике чтения на иностранном языке в начальной школе.
Список литературы:
1. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий / С.В. Кульневич. — Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
2. Никитенко З.Н. Личностно-развивающее иноязычное образование в начальной школе: монография/ З.Н. Никитенко; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высщ. образования «Моск. пед. гос. Ун-т». – Москва: Прометей, 2019. -355с.
3. Ромашина С.Я., Майер А.А. Фасилитативная педагогика / С.Я. Ромашина, А.А. Майер: учебное пособие. — Барнаул: АЗБУКА, 2011. — 300 с.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.