Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Советы мамам и папам будущих первоклассников

Дата публикации: 2022-04-24 18:39:24
Статью разместил(а):
Васнева Олеся Андреевна

Советы мамам и папам будущих первоклассников

Авторы: Васнева Олеся Андреевна,

Рыжкова Светлана Юрьевна,

Тращенко Наталья Дмитриевна

ГБОУ "Школа № 1324", г. Москва

 

Аннотация: В этой статье авторы рассматривают систему взаимоотношений родитель-ученик. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Ключевые слова: психологические особенности школьников, сюжетно-ролевая игра, советы родителям.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Первое, что нас интересует, - это отношение ребёнка к школе, учению, учителю, сверстникам, то есть так называемая «позиция школьника», по определению известного психолога Л.И. Божович: «Школа – это особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почётное  дело».

Учиться – это не то, что играть. Ты всё время узнаёшь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учёба – это как папина работа, к ней надо относиться всерьёз. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уроки сложнее – лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьёз.

Учитель – самый знающий, самый уважаемый человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень приятно получать пятёрки, но, если это не всегда, получается, значит, надо стараться  больше, и, в конце концов, обязательно получится. Самые лучшие дети в классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам.

Одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чём в нём написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит – не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить в портрет ученика, особо подчеркнув логическое мышление – умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать выводы.

Не менее важна для подготовки детей к систематическому обучению сюжетно-ролевая игра, развивающая умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать своё мнение, считаться с  чужим мнением. И это не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень  нужны для вхождения ребёнка в коллектив, но и формирование важной составляющей мышления – способности рассуждать, обдумывать какой – либо вопрос.

Многие психологи утверждают, что рассуждение – это спор с самим собой. В сюжетно-ролевой игре дети становятся взрослыми, властвуют подобно взрослым над вещами и событиями, обладают их авторитетом и правами. Не меньшие возможности, чем игра для подготовки ребёнка к систематическому обучению, обеспечивают те виды детской деятельности, которые обычно называют продуктивными: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок из разных материалов.

Ваш ребёнок приступает к систематическому школьному обучению. Перед ним открывается замечательный мир знаний. Ему предстоят увлекательные путешествия в страны чисел и слов, в прошлое и в будущее. Он узнает, как устроены звери, птицы и растения, научится решать сложные задачи, начнёт читать и переводить книги, написанные на иностранном языке. На этом пути неизбежно встретятся трудности. Что-то не будет удаваться, где-то придётся приложить значительные усилия. Но если относиться к этому спокойно, не терять бодрости духа, сохранять настойчивость, то любые трудности удастся преодолеть. Родители, помните:

1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.п.).

2. Определите общие интересы. Это могут быть, как и познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе  фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребёнка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.

3. Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и другой  продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.

4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех т способности («ты сможешь», «у тебя  обязательно получится», «я в тебя верю»).

5. Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребёнка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. 

6. Чаще разговаривайте с ребёнком. Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разнообразные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребёнок должен быть фантазёром!

7. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.

8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребёнка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный  вариант. Уважение к ребёнку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если…, то…», это пагубно влияет на личность – ребёнок начинает принимать позицию «ты - мне, я тебе».

Уважаемые родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть – чуть волшебниками, не разрушайте в ребёнке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний. Возьмите себе в союзники терпение, внимание и понимание, и тогда всё у вас получится!

. . . . .