Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение игровых технологий на уроках математики в 1 классе

Дата публикации: 2022-07-11 14:09:00
Статью разместил(а):
Бережная Наталья Михайловна

Применение игровых технологий на уроках математики в 1 классе

Автор: Бережная Наталья Михайловна

МБОУ "Лицей № 4 имени Е.А.Котенко", г. Ейск

 

Аннотация: В данной статье автор рассматривает роль дидактических игр на уроках математики в 1 классе, как средство развития познавательных процессов у школьников.

Ключевые слова: дидактическая игра, математика.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Основой реализация Федерального государственного стандарта начального общего образования является системно-деятельностный подход. Главная задача учителя состоит в том, что  он должен не только дать учащимся определённые знания, но и развивать  интерес к учению, научить учиться, применять полученные знания на практике.

Математика широко применяется при изучении других предметов в школе и используется в повседневной жизни. Знание основ математической науки необходимо всем учащимся. Поэтому в 1 классе на первых уроках необходимо привить интерес к математике, мотивировать и стимулировать активность учащихся на протяжении всего урока.

Для первоклассника ведущей деятельностью является игровая, поэтому в учебном процессе должны использоваться активные методы и формы работы на уроке. Одним их таких активных методов являются игровые технологии.

В играх новые знания учащиеся получают свободно. Поэтому часто то, что казалось трудным, даже недостижимым, на уроках, во время игры легко усваиваются. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.

Возможно дидактические игры разделить по разделам. С помощью игр при изучении тем каждого раздела решаются различные образовательные задачи.

1. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления.

При изучении тем данного раздела у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

- Последовательность ряда однозначных чисел;

- Название геометрических фигур.

Дети должны уметь распознавать геометрические фигуры по форме и размеру, количеству и пространственному расположению.

Игра «Логические концовки».

Вооружись логическим мышлением и закончи фразы:

1. Дядя Стёпа высокий, а мальчик с пальчик ... (низкий)

2. У лисы хвост длинный, а у зайца ... (короткий).

3. Река широкая, а ручей ... (узкий).

4. Ствол у дуба толстый, а золотая цепь на нем ... (тонкая).

5. Колодец глубокий, а ямка от копытца ... (мелкая).

6. Колобок толстый, а Кощей ... (худой). 

Игра «Укажи дорогу»

Учащиеся 1 класса не сразу могут сориентироваться в большом помещении школы. Чтобы научить этому, развить самостоятельность, проводится данная игра. В ней идёт отработка пространственных представлений. (Учитель предварительно показывает все помещения в школе). Ученик получает задание провести мысленно детей в спортзал, столовую, раздевалку. Ребёнок объясняет кратко, как идти. Например: «Выйти из класса, повернуть налево и спуститься по лестнице вниз». Дети ещё могут под его диктовку попытаться изобразить маршрут на листках.

Подвижная игра «Займи свое место».

Материал игры: таблички с названиями частей суток, окрашенные в цвета, соответствующие каждой части суток: утро - розовый, день - оранжевый, ночь - черный, вечер - синий.

Учитель вызывает к доске четырех учеников и дает каждому по табличке. Один из них становится перед классом, держа перед собой табличку. Остальные ученики должны встать в один ряд с ним. В правильной последовательности. Затем последний ученик становится первым, а остальные перемещаются так, чтобы последовательность частей суток была правильной.

2. Нумерация чисел от 1 до 10.

При изучении тем этого раздела у детей должны быть сформированы следующие знания:

- Последовательность ряда однозначных чисел;

- Знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием;

- Знаки сравнения (<, =,>);

- Измерение длины отрезка и его построение с помощью линейки.

Игра «Разноцветный поясок».

Учащимся предлагается разместить один за другим квадрат, треугольник, круг. В такой же последовательности они должны разложить за этими фигурами следующие такие же фигуры, затем еще раз повторить то же и т.д. В результате должен получиться разноцветный «поясок» из трех геометрических фигур, которые расположены в определенной последовательности.

«Мудрая математика».

Пословицы называют азбукой мудрости. В каждой из них заключена умная мысль, которая передается из поколения в поколение. И пословицы не обошлись без математики. Продолжи пословицу и объясни, когда так говорят.

1. 7 раз отмерь, и … (один раз отрежь).

2. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь).

3. Ум хорошо, а … (два лучше).

4. Один в поле … (не воин).

«Математика во фразеологизмах»:

Одна нога тут, другая там. (Быстро)

От горшка два вершка. (Маленький)

На все четыре стороны. (Куда угодно)

Как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо)

«Задачи-шутки»

1. На подоконнике лежали 3 зеленых помидора. Через день они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?

2. Наступил декабрь. Распустились ромашки, а потом ещё 1. Сколько цветов распустилось?

3. Поле пахали 7 тракторов, 2 трактора остановились. Сколько в поле тракторов?

3. Сложение и вычитание.

При изучении тем данного раздела у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

- Название знаков действий сложения и вычитания

- Название выражений, связанных со сложением и вычитанием

- Составлять, читать, записывать и находить значение простейших числовых выражений

- Переместительное свойство сложения.

Игра «Помоги Незнайке» (На доске дано изображение сказочного героя и примеров с ответами, закрытыми «кляксами»)

Незнайка решил примеры, но нечаянно пролил краску и залил ответы. Помогите восстановить ответы.

В данных дидактических играх детей привлекает необычность постановки задачи (догадайся, найди) и способ её подачи.

«Задачи в стихах».

1) Пять малышек медвежат

Мама уложила спать.

Одному никак не спится,

А скольким сон хороший снится?

2) Цапля по воде шагала,

Лягушат себе искала

Двое спрятались в траве,

Шесть – под кочкой.

Сколько лягушат спаслось?

Только точно!

Игра «Волшебные палочки» (Перед учениками дана фигура из палочек)

- Перед вами фигура, выложенная палочками.

- Сколько маленьких квадратов  вы видите?

- Уберите  всего 1 палочку так, чтобы осталось 5 квадратиков.

4. Нумерация чисел до 100.

При изучении тем этого раздела у учеников должны быть сформированы следующие умения:

- Читать, записывать и сравнивать полные десятки, двузначные числа;

- Умение расположить число на числовом луче;

- Знание состава чисел в пределах 20;

- Выполнять действия сложения и вычитания в пределах 100;

- Решать простейшие уравнения способом подбора.

Ребусы.

C 3 Ж (стриж), ВИ 3 НА (витрина), ВО 100 К (восток), ПРО 100 Р (простор).

Игра «Собери бусы». Дана цепочка бус с пропущенными числами. Надо расставить числа в бусины так, чтобы счёт вёлся по порядку.

Игра «Сказки и математика». Мы все любим читать сказки. Если будем внимательными читателями, то и в сказках  встретим математику.

1. В скольких водах искупался Иван в сказке «Конек-горбунок»?

2. Сколько богатырей в дружине дядьки Черномора в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»?

3. Сколько лет было Илье Муромцу, когда он начал ходить?

4. Сколько подземных королей в сказке А. Волкова?

5. Сколько братьев Элизы злая королева превратила в диких лебедей в сказке Андерсена «Дикие лебеди»?

Игра “Освободи птичку”.

Птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 6 ед). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.

5. Логические игры.

Данные игры могут применяться в каждом предыдущем указанном выше  разделе. Они направлены на формирование внимания, памяти, логического мышления, наблюдательности, воображения.

Шарады.

В шараде требуется отгадать определённое слово по частям.

1. Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты?

2. Первое слово засеять вторым, а в целом мы часто на даче лежим.

3. Предлог и малое число,

За ними букву скажем.

А в целом – ты найдёшь его

Почти под домом нашим.

Метаграммы.

В метаграмме зашифровано определённое слово. Его нужно отгадать.

Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова изменится.

1. Я приношу с собою боль,

Лица по форме искажение,

А Ф на П заменишь коль,-

То я всего лишь знак сложения.

2. Что это такое?

С Д - ветвистый,

С З - когтистый,

С К - ребристый?

3. Я бываю золотой,

А в природе – костяной,

Если З на К заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

В первом классе лишь для счёта

На уроке я твоём,

А в четвёртом ты охотно

Подсчитаешь мой объём.

Логогрифы.

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится вначале. Затем в зашифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.

1. Я – пространственное тело,

И не сложен я с натуры,

Если ж вставить «Л» умело,

Стану домом я культуры.

2.  Я – высокая скала,

Если в слове буква «А»,

Если «А» на «б» меняем,

То верблюда вспоминаем.

3. Он – грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки,

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число.

6. Коллективные и командные игры.

Эти дидактические игры применяются при изучении различных тем на уроках математики в 1 классе и в большей степени направлены на формирование  коммуникативных УУД. 

Традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных умений. В коллективных и командных играх участники сами себе ставят цель, совместно с  другими детьми ищет способы ее достижения, сообща отбирают материал, при этом каждый из команды (группы) ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Поэтому эти игры имеют еще и огромную воспитательную ценность.

Игра «Математический мячик».

В игре может принимать участие любое количество учеников. Учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например, 21. Играющий должен поймать мяч и назвать смежные числа — 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Игра «Космонавты».

Класс делится на 3 экипажа (по количеству рядов парт). У каждого экипажа ракета, в которую вставлена карточка с записанными на ней заданиями. Число заданий соответствует числу членов каждого экипажа. Первой взлетит та ракета, экипаж которой первым решит все примеры, записанные на доске. Решив первый пример, ракету карточку предают следующему члену экипажа. Последний решивший поднимает ракету вверх.

В процессе обучения дети получают кроме психической и большую физическую нагрузку. Они быстро утомляются, отвлекаются, внимание их начинает рассеиваться. В такой момент нашим главным помощником становится игра-физкультминутка.

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим.

Использование дидактических игр дало положительный эффект для учеников с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика казалась скучной наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает сообразительность, внимание, взаимопомощь, чувство соревнования. Систематическое использование игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся. Что  положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной активности.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.

 

Список литературы:

1. Асанин С. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: Омега, 2006 г.

2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. М.: Просвещение, 1994 г.

3. Гиабалина 3.П. Первый год - самый трудный. - М, 2000 г.

4. Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания по математике. - М., 2009 г.

5. Захарова А.М. Развивающее обучение математике в начальной школе. - Томск, 2004 г.

6. Калугин М.А., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки.– Ярославль, 2012г.

7. Сербина Е.В. Математика для малышей. - М., 1992 г.

 

. . . . .