Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры младших школьников

Дата публикации: 2022-07-13 01:23:25
Статью разместил(а):
Пивачева Елизавета Сергеевна

Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры младших школьников

Автор: Пивачева Елизавета Сергеевна

БГУ им. И.Г. Петровского, г. Брянск

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что проектная деятельность помогает сформировать экологическую культуру у младших школьников. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать как проектная деятельность влияет на формирование экологической культуры автор предлагает разработку проекта «Друзья природы».

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическая культура, проект «Друзья природы».

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

На сегодняшний день решение экологических проблем невозможно представить без серьезных изменений в экологическом образовании и воспитании школьников, потому что именно от подрастающего поколения зависит судьба природы. Основы бережного отношения к природе закладывается еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания учителей, занимающихся проблемой экологического образования и воспитания. Учителю необходимо показать значимость природы, воспитать бережное отношение к ней и показать, к чему может привести потребительское отношение человека к природе.

Исходя из опыта работы учителей начальных классов следует отметить, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает проектно-исследовательская деятельность. Положительные стороны проектной деятельности отмечали С.Т. Шацкий,  В.Н.  Шульгин, М.В. Крупенин и другие отечественные педагоги. Это развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. В процессе выполнения проекта дети учатся настойчивости в достижении цели, самостоятельности.

Приведем пример проекта, направленного на формирование экологической культуры у младших школьников.

Проект «Друзья природы».

Цели проекта:

- формирование экологической культуры школьников, расширение представления о природе, взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения;

- привитие навыков культурного поведения в природе, воспитание любви к ней, нетерпимости к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданиями, которые необходимо выполнить. После выполнения заданий участники группы подготавливают отчет о проделанной работе, который представляет на обозрение класса капитан от каждой группы.

План действий для 1-й группы:

1. Выяснить, какие деревья и кустарники произрастают на территории Брянской области.
2. Разобраться, какую пользу приносят разные они человеку.
3. Доказать, что деревья и кустарники необходимы для жизнедеятельности человека.

Результат работы: презентация «Деревья и кустарники родного края».

План действий для 2-й группы:

1. Выяснить, какие птицы прилетают на зиму в родной край.
2. Разобраться, какая пища необходима зимующим птицам.
3. Доказать, что птицы – наши друзья.

Результат работы: презентация «Птицы – наши друзья».

План действий для 3-й группы:

1. Определить причины исчезновения растений и животных.

2. Изучить меры, принимаемые в Брянской области для сохранения растений и животных.

3. Определить, при помощи каких мер, школьники могут принимать участие в сохранении растений и животных.

4. Подобрать пословицы и поговорки о растениях и животных.

Результат работы: презентация «Причины исчезновения растений и животных».

План действий для 4-й группы:

1. Изучить экологическое состояния природной среды (лес, луг, водоем – по выбору).

2. Определить, при помощи каких мер можно сохранить природное разнообразие на данной территории.

3. Составить экологический прогноз существования данной территории.

4. Выполнить Буклет «Экологические правила!»

Результат работы: составление экологического прогноза, выполнение буклета «Экологические правила!»

Общим результатом проекта является создание презентации «Заповедник Брянский лес».

Таким образом, можно говорить, что экологическое образование и воспитание младших школьников через проектную деятельность способствует формированию у них экологической культуры, стимулирует потребность   в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности, обеспечивает рост личности ребенка.

 

Список литературы:

1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2015. - №5. – С. 20-23.

2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы // Начальная школа. - 2014. - №20144. – С. 65-69.

3. Кульневыч С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - Воронеж: Учитель, 2013. - 168.

 

. . . . .