Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры младших школьников
Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры младших школьников
Автор: Пивачева Елизавета Сергеевна
БГУ им. И.Г. Петровского, г. Брянск
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что проектная деятельность помогает сформировать экологическую культуру у младших школьников. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать как проектная деятельность влияет на формирование экологической культуры автор предлагает разработку проекта «Друзья природы».
Ключевые слова: проектная деятельность, экологическая культура, проект «Друзья природы».
Тематическая рубрика: Начальная школа.
На сегодняшний день решение экологических проблем невозможно представить без серьезных изменений в экологическом образовании и воспитании школьников, потому что именно от подрастающего поколения зависит судьба природы. Основы бережного отношения к природе закладывается еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания учителей, занимающихся проблемой экологического образования и воспитания. Учителю необходимо показать значимость природы, воспитать бережное отношение к ней и показать, к чему может привести потребительское отношение человека к природе.
Исходя из опыта работы учителей начальных классов следует отметить, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает проектно-исследовательская деятельность. Положительные стороны проектной деятельности отмечали С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенин и другие отечественные педагоги. Это развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. В процессе выполнения проекта дети учатся настойчивости в достижении цели, самостоятельности.
Приведем пример проекта, направленного на формирование экологической культуры у младших школьников.
Проект «Друзья природы».
Цели проекта:
- формирование экологической культуры школьников, расширение представления о природе, взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения;
- привитие навыков культурного поведения в природе, воспитание любви к ней, нетерпимости к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданиями, которые необходимо выполнить. После выполнения заданий участники группы подготавливают отчет о проделанной работе, который представляет на обозрение класса капитан от каждой группы.
План действий для 1-й группы:
1. Выяснить, какие деревья и кустарники произрастают на территории Брянской области.
2. Разобраться, какую пользу приносят разные они человеку.
3. Доказать, что деревья и кустарники необходимы для жизнедеятельности человека.
Результат работы: презентация «Деревья и кустарники родного края».
План действий для 2-й группы:
1. Выяснить, какие птицы прилетают на зиму в родной край.
2. Разобраться, какая пища необходима зимующим птицам.
3. Доказать, что птицы – наши друзья.
Результат работы: презентация «Птицы – наши друзья».
План действий для 3-й группы:
1. Определить причины исчезновения растений и животных.
2. Изучить меры, принимаемые в Брянской области для сохранения растений и животных.
3. Определить, при помощи каких мер, школьники могут принимать участие в сохранении растений и животных.
4. Подобрать пословицы и поговорки о растениях и животных.
Результат работы: презентация «Причины исчезновения растений и животных».
План действий для 4-й группы:
1. Изучить экологическое состояния природной среды (лес, луг, водоем – по выбору).
2. Определить, при помощи каких мер можно сохранить природное разнообразие на данной территории.
3. Составить экологический прогноз существования данной территории.
4. Выполнить Буклет «Экологические правила!»
Результат работы: составление экологического прогноза, выполнение буклета «Экологические правила!»
Общим результатом проекта является создание презентации «Заповедник Брянский лес».
Таким образом, можно говорить, что экологическое образование и воспитание младших школьников через проектную деятельность способствует формированию у них экологической культуры, стимулирует потребность в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности, обеспечивает рост личности ребенка.
Список литературы:
1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2015. - №5. – С. 20-23.
2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы // Начальная школа. - 2014. - №20144. – С. 65-69.
3. Кульневыч С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - Воронеж: Учитель, 2013. - 168.