Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Диагностика мотивов прихода детей в школу с помощью рисунка "Что я делаю в школе"

Дата публикации: 2022-08-10 14:21:49
Статью разместил(а):
Березняк Елена Юрьевна

Диагностика мотивов прихода детей в школу с помощью рисунка "Что я делаю в школе"

Автор: Березняк Елена Юрьевна

ГБОУ «Лицей № 329», Санкт-Петербург

 

Аннотация: В этой статье автор рассматривает разнообразные мотивы учащихся первых классов, связанные с обучением в  школе, и возможность их диагностики в условиях массового обучения.

Ключевые слова: мотивация первоклассников, диагностика мотивации.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Готовность ребёнка к школьному обучению исследовалась многими отечественными психологами − Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным, Л.С. Славиной, Л.И. Божович, Е.Ф. Рыбалко, М.Р. Гинзбургом, Г.А. Цукерман, Т.А. Нежновой, К.Н. Поливановой, Е.О. Смирновой и др.

Ими было установлено, что к концу дошкольного возраста (6-7 лет) в познавательном и личностном развитии ребёнка происходят серьёзные изменения, которые заставляют его стремиться к новому общественному образу жизни, к более «взрослой» деятельности, к учению. По мнению Л.И. Божович, именно в учебной деятельности реализуются две основные потребности дошкольника, движущие его психическое развитие – познавательная потребность и потребность в определённых социальных отношениях. Новое положение школьника направляет ребёнка на усвоение знаний, осознаётся и переживается им как собственная трудовая обязанность, как участие в общественной жизни других людей.

Однако по многолетним наблюдениям в школу приходят очень разные дети. Прежде всего, они отличаются  по возрасту. Возрастной разрыв между учащимися одного класса иногда достигает полтора года (6,5-8 лет). Шестилетние первоклассники составляют 20-25% учеников. Столько же детей имеют ослабленное здоровье (в их анамнезе недоношенность, наличие хронических заболеваний, ММД и др.). До сих пор встречаются и такие, чьи родители не уделяли или не могли уделить должного внимания общему психическому развитию ребёнка (10-15%). Поэтому первый класс представляет собой пёструю картину детей с существенным различием в уровне произвольной, когнитивной, личностной зрелости. В таких условиях первоочередной задачей психолога при знакомстве с первоклассниками является определение их степени готовности к обучению в школе и, прежде всего, мотивационной.

Педагоги и психологи знают, что учебный мотив как осознанная потребность в развитии и получении знаний формируется постепенно в процессе самого обучения. Дошкольники и учащиеся первых классов пока руководствуются целой системой мотивов прихода в школу. Эти мотивы имеют различную побудительную силу и могут соподчинять друг друга, в соответствии с сознательно принятым намерением, могут взаимно дополнять и усиливать друг друга, конкурировать друг с другом.

 По данным М.Р. Гинзбурга для детей 6-7 лет характерны шесть групп мотивов прихода в школу:

− Собственно учебно-познавательные мотивы, берущие начало в познавательной активности: «Хожу в школу потому, что нравится учиться, делать уроки».

− Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения, стремлении к социальной роли: «Хожу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно». По мнению Л.И. Божович, социальный мотив вырастает из потребности ребёнка в общении.

− Позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими: «Хочу быть большим, в школе чувствую себя взрослым».

− Мотив получения высокой отметки.

− Внешние по отношению к самой учёбе мотивы, например подчинение требованиям взрослых и т.п.: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».

− Игровой мотив, неадекватно перенесённый в новую учебную сферу: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Первоклассников также часто привлекают атрибуты обучения: школьная форма, портфель, учебные принадлежности (можно отнести к позиционному мотиву). Они с радостью идут в школу только потому, что им нравится учитель (важны не столько знания, сколько человек, транслирующий их).

По наблюдениям специалистов адаптация к школе успешнее проходит у детей с учебным и учебно-социальным мотивом прихода в школу. Внешний мотив (заставляют) и игровой отношения к учёбе не имеют, они свидетельствуют о неготовности ребёнка к школе. В остальных случаях учебная мотивация находится ещё на стадии формирования.

Методика «Определение мотивов учения», разработанная М.Р. Гинзбургом, прекрасно подходит для индивидуальной беседы с ребёнком. В условиях современной школы, когда параллель первоклассников включает 4-6 классов, её провести затруднительно.

Поэтому в начале учебного года для изучения мотивов учения первоклассников целесообразно использовать рисуночные тесты. Они хорошо подходят для групповой диагностики, и привычны для детей данной возрастной категории.

Школьным психологам хорошо известен тест «Рисунок школы». Он предназначен для определения эмоционального отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности. Оценка проводится по трём показателям: цветовая гамма, линия и характер, сюжет рисунка. При этом содержательная часть (сюжет)  рассматривается с точки зрения симметричности изображения, наличия элементов декорирования, предметов, оживляющих пейзаж, детей идущих в школу или сидящих за партами, учителя, времени года и времени суток.

Однако содержательная часть детского рисунка заслуживает более внимательного рассмотрения. Его изучением занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Е.И. Игнатьев, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, С.С. Степанов, М.В. Осорина, Г.Г. Сперинг, В. Вульф, Х. Рид, К. Маховер, Джон Дилео и др.).

Установлено, что достоверная оценка рисунка ребёнка возможна с учётом возраста и уровня его развития. Дети рисуют то, что они знают, а не то, что видят. До 8-летнего возраста для них характерен внутренний (интеллектуальный), а не визуальный реализм.

По мнению М.В. Осориной дошкольники используют изображения как знаковую систему для моделирования своих представлений о мире, выделяя и фиксируя значимые объекты и отношения между ними.

С.С. Степанов пишет, что рисование связано с важнейшими психическими функциями − зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Оно развивает и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Н.Я. Семаго, рассмотрев различные подходы к интерпретации детского рисунка, выделила наиболее важные показатели его использования в психологической оценке  и анализе развития ребёнка с учётом его возраста и заданной темы. По её исследованиям рисунки детей 5-7 и 7-9 лет можно рассматривать не только с точки зрения сформированности образной, эмоциональной, графической деятельности, уровня психической активности и темперамента, но и с точки зрения, мотивационной готовности принятия новых социальных ролей, взаимодействия со сверстниками и педагогами, косвенных показателей самооценки, адекватности полоролевой и возрастной идентификации.

Поэтому для исследования школьной мотивации первоклассников целесообразно использовать рисунок «Что я делаю в школе». При его рассмотрении, в первую очередь, следует учитывать содержание рисунка – сформированность мотивационной готовности к принятию социальных ролей (6-7 лет) и сформированность учебной мотивации и принятия роли школьника (7-8 лет). При этом учитываются и остальные аспекты рисования.

Для настроя первоклассников на тему рисунка перед рисованием психолог беседует с детьми на тему школы: для чего они приходят сюда, что значит «учиться», как они готовятся к школе дома, что нравится и не очень нравится в ней… Затем ребят просят сделать нетрудное задание (например, «Графический диктант»), а потом нарисовать рисунок «Что я делаю в школе». Если первоклассник затрудняется приступить к рисованию, стоит индивидуально переговорить с ним, о том, чем он занимается в школе, подбодрить изобразить это. Некоторые дети спрашивают, можно ли нарисовать что-то другое. Если индивидуальное собеседование не помогает, соглашаемся, чтобы ребёнок нарисовал то, что хочет. Как, правило, это дети не готовые к восприятию инструкций учителя, и к школе. Они или плохо понимают, для чего они здесь, или есть более сильные мотивы и побуждения. Время рисования 20-30 минут. Рисунок раскрашивается цветными карандашами.

Многолетний содержательный анализ этого рисунка позволяет сделать ряд наблюдений. Дети не готовые к школе, или со слабой школьной мотивацией чаще всего рисуют то, что хотят: свои игрушки, отдых с родителями или самих родителей, любимых животных…

Дети только с социальной мотивацией (общение) рисуют своих друзей и общение с ними. При этом нет никаких признаков того, что общение происходит в школе, атрибуты школьной жизни отсутствуют,  парты и столы пустые, нет ни книг, ни портфелей, ни других признаков обучения.

Дети с мотивацией внешней школьной атрибутики стараются воспроизвести внешние признаки школьной жизни: здание школы, пустой школьный класс. Они точно воспроизводят, как стоят столы, парты, висит доска, могут изобразить учеников за партами. Но на столах ничего нет. Доска чистая. Учебный процесс пока не начался. Такие ученики также любят изображать только себя за пустой партой в позе ученика (со сложенными руками), или урок физкультуры, рисования (то, что им понятно или нравится).

Для некоторых учащихся очень важна фигура учителя. Поэтому они изображают только его, или себя и учителя. При этом важно учитывать, является это просто общением или учебной деятельностью.

Дети с учебной мотивацией уже понимают, что такое учебный процесс. На их рисунках мы уже видим не просто класс или парту, а непосредственно обучение. На столах находится всё, что нужно для занятий (книги, тетради, ручки, краски, карандаши). Ученики пишут, рисуют, думают, смотрят на доску, где что-то изображено, общаются с педагогом. Также присутствуют буквы, цифры, обозначены любимые школьные предметы.

Часто в рисунках прослеживается несколько видов школьной мотивации, например, учебная и социальная, учебная и желание получать хорошие отметки. Так же можно наблюдать детский эгоцентризм – я один, крупно нарисованный посреди листа, сижу за партой, с поднятой рукой – учусь!

Кроме содержания рисунка психолог также обращает внимание на сформированность графической деятельности, аффективность переживаний, связанных со школой, характер самооценки и уровня притязаний, косвенные показатели уровня психической активности и темперамента, наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития…

Данная методика позволяет психологу продуктивно провести знакомство с первоклассниками, которые рады поделиться своими новыми переживаниями и испытывают потребность в этом.

Просмотр рисунков педагогом вместе с психологом даёт прекрасную возможность лучше понять своих учеников, скорректировать дальнейшую работу с ними.

Особенно эти рисунки удобны для показа на родительском собрании для беседы с родителями о готовности ребёнка к обучению, о том, как дети адаптируются к школе. Родители с улыбкой разглядывают творчество своих детей и с большим удивлением узнают о скрытых потребностях своего ребёнка.

 

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 400.

2. Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. С. 36-44.

3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 256.

4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е. СПб.: Речь, 2004. С. 276.

5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2006. С. 384.

6. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Творческий Центр Сфера, 2004. С. 96.

7. Дилео Джон. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Пер. с англ. Е. Фатюшиной. М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2007. С. 256.

 

. . . . .