Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций к учебной деятельности

Дата публикации: 2022-08-21 16:27:54
Статью разместил(а):
Тебиева Ирина Борисовна

Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

Автор: Тебиева Ирина Борисовна

МБОУ "СОШ имени Героя Социалистического Труда Саламгери Кокаева", с. Хумалаг, РСО-Алания

 

Ключевые слова: мотивация обучения, методы стимулирования, педагогические технологии

 

Я сижу за столом, хоть уж стало темно,
Лишь снежинки тихонько стучатся в окно, 
Спит семья мирным сном уж давно за стеной,
Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной.
В них ошибки любимых моих сорванцов -
Непосед, шалунов, хитрецов, мудрецов.
Этот слишком уверен, а этот раним,
Этот любит, чтоб я говорила, лишь с ним.
Все они непохожи, но в каждом свой мир,
Этот будущий летчик, а этот Шекспир,
Ну, а этот ну, право, зачем мне гадать,
Важно, чтоб человеком хорошим мог стать.
Я учу их не только писать и читать,
Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,
И добро чтоб дарили с открытой душой,
И чтоб Родиной нашей гордились большой.
Я учитель, и, видно, дано мне судьбой 
Малышей в мир открытий вести за собой,
Понимать, что в руках твоих зреет, растет
Жизни будущей нашей прекрасный народ.
И пусть трудно порой, и карман вечно пуст,
Но зато каждый день столько радостных чувств!
Я читаю в глазах своих милых детей 
Удивленье, восторг, сотню разных идей!
Завтра снова привычной тропинкой с утра
В класс придет дорогая моя детвора,
Снова буду я самой счастливой на свете,
Улыбнувшись, скажу я им: «Здравствуйте, дети!».

Суркова С.В.

 

Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Детство начинается  с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы  сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель. 

При формировании у школьников понимания личностной значимости успешного учения учитель испытывает особые затруднения. Одной из причин является низкая мотивация к деятельности учащихся. Поэтому учитель начальных классов должен создать условия для формирования положительных эмоций учащихся в обучении: использовать разнообразные приемы педагогического общения, тренинги, игры, а также методы эмоционального стимулирования. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении, использование игровых организаций учебной деятельности, поощрение и порицание в обучении. 

После нескольких лет обучения в школе учащиеся теряют интерес к учению. Одной из причин является отсутствие у школьника мотивации к деятельности. 

Поэтому важная задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

После нескольких лет обучения в школе учащиеся теряют интерес к учению, посещая учебное заведение либо для общения со сверстниками, либо по требованию взрослых. Одной из причин является отсутствие у школьника мотивации  к обучению. Деятельность проходит более эффективно и дает качественные результаты, если у школьников  имеются сильные и яркие мотивы, т.е. сформировано положительное отношение к учению, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.

В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу?

На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и лучшие педагоги прошлых лет. Эти вопросы не однажды возникли в моей жизни, я и сегодня ищу на них ответ …

В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили – гордость  педагогической науки, люди, посвятившие свою жизнь  непростому делу воспитания и обучения детей. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Может быть, иностранные педагоги и хороши, но Россия имеет свою культуру, свои ценности, свой богатый педагогический опыт. Я считаю, что на их опыте строится успех современного обучения.

О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д. Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.  

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения.

Великий педагог утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.

А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.

Используя драгоценный опыт великих педагогов, творчески подхожу к выстраиванию своей системы обучения и воспитания детей.

Я считаю, что современный учитель должен брать истины из опыта этих великих педагогов. Думаю, что каждый, если хочет быть учителем, он, прежде всего, должен чувствовать и понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу. А для этого необходимо создать все возможные условия для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочности и чувства патриотизма, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Теперь в начальной школе ребенка должны научить навыкам решения творческих задач, навыкам поиска, анализа и интерпретации информации. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.

Сама работаю, на данный момент, с учащимися 1 класса. В классе 21 ученик. Все они, естественно, разные, каждый со своими индивидуальными особенностями и потребностями. Как же завлечь такое количество детей? Научить их читать, писать, решать, считать, рационально мыслить, слушать и слышать учителя, и при этом, создать психологически комфортную обстановку в классе, создать ситуацию успеха. Задача не из лёгких! Но на то мы и педагоги, чтобы осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Интерес - важнейший побудитель любой деятельности. Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка.  Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения: 

1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка;

2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива;

3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач;

4) положительные эмоции от знакомства с новым учебным материалом;

5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.

Поэтому стараюсь начинать утро всегда с приветствия. Говорю ребятам, что очень рада их всех видеть. Мне доставляют радость детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой, его радость - моей радостью.

Я всегда стремлюсь знать, чем живут и интересуются мои ученики. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому, ведь всякий ребенок от природы талантлив, и задача учителя – помочь таланту раскрыться. Дети эмоциональны и чувствительны и, чтобы школа была им в радость, нужно дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Я отношусь ко всем одинаково, каждому стараюсь отдать частичку своей души, любовь и внимание.

Каждое утро все свои личные проблемы я оставляю за порогом  школы, встречаю детей с улыбкой, хорошим настроением, использую невербальные средства общения: мимику, жесты, позу. Важное значение  имеют интонация учителя, тембр голоса, паузы, так как позитивная энергетика учителя, как магнит, притягивает школьника, помогает  сформировать желание мыслить, творить, общаться, восхищаться.

Методы и приёмы работы.

Среди конкретных методов и приемов педагогического общения советую опираться на правила общения Дейла Карнеги: проявлять искренний интерес к другим людям, к их проблемам, желаниям, улыбаться, называть детей по имени, быть хорошим слушателем, дать детям почувствовать свою значимость, важность.

С целью  возникновения у школьника чувства уверенности в себе, в своих силах, на уроках и во внеурочное время я использую тренинги личностного роста. Например, упражнение «Ролевая гимнастика». Каждый участник получает задание проговорить слово «Я» или своё имя, используя различную интонацию: громко, тихо, утвердительно, с любовью, с грустью, со злостью, с удивлением, доброжелательно. Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя это упражнение? Данный вид  работы желательно проводить по группам (не более 10 учащихся).

Этот вид работы использую на уроках чтения.

Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении, использование игровых организаций учебной деятельности, поощрение и порицание в обучении.

На уроках и внеурочной деятельности стараюсь найти что-то необычное, интересное, использовать интерактивные игры. «В царстве грибов», «Я здоровье берегу» (план занятия и презентация в Приложении 1), просмотр фрагментов мультфильмов, документальных фильмов, сказок, презентации, благодаря которым у детей проявляется интерес к обучению.

На уроках чтения часто использую игру «Слово в слове» (в каждом слове «спряталось» еще одно слово). Например. Можно взять слова: смородина, хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки, дорожки, бабочка, буквари, радуга, дорога, платочки, огород, олень, угроза, камыши, морозы, дорога, лесник, ягоды, гвоздика, победа, погода, фасоль, скрипка, восток, забор и т.д. Данный вид работы очень нравится детям. Также на уроках чтения использую игры: «Сочини рассказ», Кораблекрушение», «Откуда я?», Цветик - семицветик» и другие.

На уроках русского языка использую игру «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение. Часто использую «Пропорции», «Превращения», «Вырази мысль другими словами».

 На уроках окружающего мира использую игру «Да – Нет»

 Вопросы детей: Ответы учителя:

Это насекомое? Нет.

Это зверь? Да.

Он живет в наших лесах? Да.

Он хищный? Нет.

Он травоядный? Да.

У него длинный хвост? Нет.

Он быстро бегает? Да.

Это лось? Да.

Также использую игры «Пантомима», «Лото», Четыре угла», «Снежный ком», «Домино» и другие. 

Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. В своём классе использую также подбор для учеников ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным, чтобы учащиеся смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и сложные упражнения. Другой  прием - дифференцированная помощь школьнику в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, примеры - аналоги, планы решения задач и другие материалы, позволяющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное первому, но уже самостоятельно.

Необходимо широко использовать творческие задания: сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений.  

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. Игры-упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования,  деловые игры основываются на интересе, участники  получают удовольствие.

Во внеурочной деятельности, на классных часах использую сама и предлагаю следующие игры:

Игра «Вытащи вопрос».

Педагог предлагает обучающимся игру, в которой они смогут придумать интересные вопросы по существу изучаемого предмета. Участники игры записывают составленные вопросы на карточках, складывают их и перемешивают. Далее вытаскивают вопросы и стараются ответить на него. После ответа высказывают мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно.

Игра «Ты -  художник».

На основании услышанной истории дети должны придумать иллюстрацию, сделать игровую закладку (подвижную), нарисовать героиню сказок и рассказать о ней.

Также учащимся предлагается экологическая игра «Жалобная книга», которая предполагает самостоятельную работу с текстом. 

При изучении темы «Три основных цвета», Смешивание цветов»(ИЗО) можно провести игру «Волшебные палочки». При изучении темы «Морозные узоры на окне» можно провести игру-сказку «Морозные узоры и Снежная королева».

Проект.

Повышению активности и инициативности обучающихся способствует метод  проектов. Я применяю метод проектного обучения, так как он стимулирует самостоятельность обучающихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему.

Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.  Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

Тему проекта предлагаю выбрать самим учащимся. Это учит детей обсуждать интересующие их темы, выбирать более интересные. Ребятам приходится договариваться между собой.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.  

Подобная проектная работа на тему «Япония», проводилась в прошлом году. Ребята с удовольствием самостоятельно, разбившись на группы, искали материал, обрабатывали его, готовились к выступлению. Данный вид работы стимулирует учащихся к изучению новых знаний, сплачивает ученический коллектив.  

Также, совместная работа школьников и родителей  способствует развитию положительных эмоций учащихся. Поэтому, часто задаю совместное домашнее задание(придумать или вспомнить смешную историю их детства родителей, нарисовать рисунок. Составить план будущего проекта и т.д.).

На формирование позитивного отношения к обучению влияет взаимодействие в коллективе, общение учащихся со сверстниками. Поэтому использую такие тренинги:

- «Всеобщее внимание». Всем участникам  предлагается выполнить одну и ту же простей­шую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих.  Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры.

- «Просьба». Вы должны обратиться к водящему с просьбой. Например - "Открой, пожалуйста, окно - "Я открыл окно" - "Спасибо! "Если игрок забудет сказать "пожалуйста" или "спасибо", то он становится водящим.   

ИКТ.

При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делает урок интересным. Презентации применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания. Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для обучающихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы. Это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Благодаря хорошему техническому оснащению кабинетов, мы можем не просто дополнительно узнавать что-то новое, но и успешно использовать при изучении  материала.

Недавно я провела классный час с использованием мультимедийных технологий «В царстве грибов», в ходе которого учащиеся были поделены на группы. Дети самостоятельно в группах  готовили сообщения о том, как правильно собирать грибы, как оказать первую помощь при отравлении грибами. Также мною было проведено внеклассное мероприятие на тему: «Я здоровье берегу», в котором активное участие принимали дети. На всех мероприятиях и уроках стараюсь проводить работу с использованием  интерактивной доски. Данная работа приводит детей в восторг! Учащимся нравится выходить к интерактивной доске, перетаскивать предметы, добавлять их, вписывать что-либо, рисовать, чертить.

Также использую просмотры фрагментов мультфильмов, документальных фильмов, сказок, презентаций, благодаря которым у детей проявляется интерес к обучению.

Поощрение и порицание.

Атмосфера психологического комфорта помогает школьникам в совместной деятельности чувствовать себя значимым, повышает самооценку ребенка.

Опытные учителя часто достигают успеха в результате широкого применения метода поощрение и порицание в обучении. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося.

Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого- то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания, выставление повышенной отметки и др.

Народная мудрость говорит: «Доброе  слово мало стоит, но дорого ценится», поэтому стараюсь хвалить детей за прилежность, аккуратность, активность, за то, что они добрые, воспитанные, ответственные, умные, веселые. Награждение грамотой, запись  в дневнике, устная похвала перед всем классом и родителями щедрым потоком вливаются в детские сердца и дарят им радость. 

Уверена, только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования  может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. 

При создании ситуации успеха учитываю следующее:

– нет единых для всех школьников предпосылок успеха;

– важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности;

– нельзя требовать от ученика невозможного;

– раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.

Здоровьесберегающие технологии.

Мне, как и любому учителю, очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой я стараюсь  подвести учащихся в  итоге урока.

Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для  снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный «сон».

Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс для того, чтобы научить детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути ее решения и продолжаю двигаться вперед с новыми силами.  Я учу детей доброте, заботе о тех, кто рядом, уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны.

Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану их  хорошим другом на всю жизнь. 

Школьным психологом было проведено неоднократное анкетирование родителей и детей, из которого  выяснилось, что 100% желают посещать школу. Дети также с большим желанием приходят в класс после каникул.  Родители отмечают, что дети очень расстраиваются, когда болеют и вынуждены отсутствовать на уроках.

Родители и дети заинтересованы в участии в различных школьных, классных и республиканских  конкурсах и олимпиадах, принимают в них активное участие. Дружба и доброжелательное отношение  детей друг к другу, дисциплина  в классе - это также показатель правильного направления работы классного руководителя. 

Если подвести итог своей педагогической деятельности, можно сформулировать несколько важных выводов.

Считаю значимым  результатом своей работы и правильным ее направлением - формирование положительных эмоций обучающихся по отношению к учебной деятельности. Результативностью своей работы считаю хорошие показатели выполненных проверочных и тестовых работ, а также результаты  техники чтения.

Каждый прожитый школьный день, горящие глаза моих учеников побуждают меня к раздумьям, к поиску, творчеству, а это, на мой взгляд, является необходимым условием личностного роста и профессионального мастерства учителя.

И в заключение могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.

Наша жизнь продолжает стремительно меняться, а значит, будут изменения и в образовании. Как учитель, я должна реагировать на все изменения. На мой взгляд, все главные перемены ждут нас впереди. На данном этапе своей педагогической деятельности я вывела для себя такое, на мой взгляд,  важное правило современного учителя: я - учитель, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений.

 

Список литературы:

1. М.М. Безруких «Все цвета, кроме чёрного»,  М., Просвещение 2010.

2. Баннет Стив «365 игр для детей и взрослых» - М., Мир книги 2006.

3. Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. -М. : Педагогика, 1988. 176 с.

4. Беляев М.Ф. Психология интереса. Докторская дис. Рукопись, 1944. с. 63. 

5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и таорчестве / Ю.П. Азаров – М.: Эксмо, 2015. 

6. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства, как формы отражения действительности М. :Наука, 1971. -300с.

7. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Под ред. Г.С. Костюка и П.Р. Чаматы. Киев, -1961. -150 с.

8. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников. М.: Просвещение, 1966. -54 с.

9. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976.

 

. . . . .