Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Тьюторское сопровождение в начальной школе

Дата публикации: 2022-08-27 22:22:39
Статью разместил(а):
Чижевская Надежда Борисовна

Тьюторское сопровождение в начальной школе

Автор: Чижевская Надежда Борисовна

МБОУ "Троицкая СОШ имени С.Н. Воронина"

 

На сегодняшний день приоритетными задачами образования являются не только передача готовых знаний, умений и навыков, но и развитие у младших школьников активности, самостоятельности в приобретении знаний и их использовании, способностей успешной социализации и адаптации. В последнее время замечен интерес педагогов к проблеме развития познавательного интереса младших школьников, к признанию их интересов и приоритетов. Все это влечет за собой появление новой технологии в образовании, которая не только выявляет познавательный интерес младших школьников, но и сопровождает его развитие и дальнейшее использование в процессе обучения. Данной технологией является тьюторское сопровождение познавательного интереса младших школьников.

Рассмотрим особенности познавательного интереса младших школьников в области окружающего мира.

Особенности возрастного развития младших школьников выражаются в сензитивности периода (в повышении чувствительности к внешнему миру, тревожность, из-за перехода в новую среду и новый коллектив), появлении психологических новообразований, а также в недостаточном отражении интересов младшего школьника в школьном образовании, отсутствии поддержки со стороны взрослых и способов нахождения и развития своего собственного интереса. Все вышеперечисленное делает процесс развития познавательного интереса младших школьников главным и значимым в образовательной деятельности.

Г.И. Щукина рассматривает познавательный интерес, как: «Познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека к явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств». Она отмечает, что познавательный интерес выступает не только как мотив обучения школьников, но как устойчивое качество личности. Любознательность, активность, готовность к познавательной деятельности – все эти характеристики выражают познавательную направленность личности, в основе которой лежит познавательный интерес.

Г.И. Щукина выделяет следующие компоненты познавательного интереса:

- Мотивационно-стимулирующий. Он включается в себя мотивы учения предмета и личностную значимость изучения предмета.

- Содержательно-деятельностный, который включает в себя следующие критерии: наличие знаний, умений и навыков по предмету; особенности предпочтения различных компонентов учебной деятельности (форма, содержание или процесс предстоящей деятельности); преобладающий характер поисковой деятельности (репродуктивный или продуктивный); познавательная активность (воспроизводящая, интерпретирующая и другая); познавательная самостоятельность.

- Эмоционально-оценочный. Он включает в себя пережитые младшим школьником эмоции от обучения и анализ своей деятельности.

В младшем школьном возрасте происходит переход от элементарных вопросов «Что это?» и «Почему?» к более сложным – «Для чего?» и «Как?». Для данного возраста характерно наблюдение за определенными явлениями и процессами, внимательное рассмотрение какого-либо объекта окружающего мира, стремление узнать ответы на интересующие их вопросы у взрослых, самостоятельный поиск информации.

Развитие познавательного интереса характеризуется наличием познавательной активности, избирательной направленностью на учебный предмет, мотивацией обучения.

Предметом познавательного интереса является познание окружающего мира. Младший школьник должен стремиться постигать все то многообразие мира, которое его окружает, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности явлений в окружающем мире.

Различают несколько стадий развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес.

Первая стадия – любопытство. Оно проявляется как реакция на появление чего-то нового, на изменения обстановки вокруг и стремлением знать все об этой обстановке и спокойно ориентироваться в ней. Любопытство является элементарной стадией избирательного отношения, что характеризуется только внешними обстоятельствами, которые привлекают младшего школьника в окружающем его мире. Можно сказать, что на этой стадии обучающийся руководствуется только внешней заинтересованностью явления или объекта окружающего мира, не раскрывает своего внутреннего стремления к познанию, не имеет конкретной цели.

Вторая стадия – любознательность. Она характеризуется стремлением младшего школьника пройти за пределы увиденного. На этой стадии обучающийся раскрывает свои внутренние мотивы познания, проявляет более глубокую направленность в деятельности по изучению какого-либо явления или объекта окружающего мира. Младший школьник начинает проявлять активность (задает вопросы, самостоятельно находит информацию в дополнительных источниках, высказывает свое мнение и другое).

Третья стадия – познавательный интерес. Он представляет собой активность и мотивацию в познавательной деятельности. Здесь ярко выражены внутренние мотивы познания.

Четвертая стадия – теоретический интерес. Младший школьник на этой стадии затрагивает более сложные вопросы и исследует проблемы науки.

Поэтому при развитии познавательного интереса младших школьников нужно стремиться поддерживать интерес обучающего в сфере окружающего мира, помочь выявить внутренние мотивы обучения предмету «Окружающий мир».

Особенностью познавательного интереса младших школьников является тот факт, что он стихиен, не отличается глубиной и устойчивостью. Для того, чтобы помочь школьнику найти свой интерес и развить его, необходимо не только обучать их предмету «Окружающий мир» по школьной программе, но и использовать специальную технологию тьюторского сопровождения.

Рассмотрим тьюторское сопровождение познавательного интереса младших школьников по Т.М. Ковалевой.

«Тьюторское сопровождение в начальной школе выступает как технология, ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов». Основная часть тьюторского сопровождения заключается в совместной деятельности тьютора и младшего школьника по выстраиванию шагов к формированию и развитию познавательного интереса. В такой деятельности школьник получает опыт в постановке целей, нахождении и использовании различных ресурсов образования (как школьных, так и внешкольных). Тем самым младший школьник осознает процесс управления и выстраивания познавательной и образовательной деятельностей, а также находит и осваивает способы по развитию своего интереса.

Для того, чтобы реализовывать тьюторское сопровождение познавательного интереса младших школьников нужно знать основные принципы и этапы тьюторского сопровождения в начальных классах.

Т.М. Ковалева выделяет следующие принципы, на основе которых осуществляется тьюторское сопровождение познавательного интереса младших школьников: дифференциация и индивидуализация (предполагает учет интересов, индивидуальных особенностей и запросов младших школьников), непрерывность (подразумевает под собой последовательную и оперативную помощь и поддержку младшим школьникам в развитии познавательного интереса), гибкость (использование в тьюторском сопровождение таких средств развития познавательного интереса, которые соответствуют индивидуальному запросу младшего школьника), открытость (подготовка к реализации конкретного и запасного плана по развитию познавательного интереса младших школьников, смена позиций тьютора и младшего школьника).

Существуют определенные этапы тьюторского сопровождения: диагностика-мотивационный, проектировочный, реализационный и аналитический. Они являются «стандартом» в реализации тьюторского сопровождения.

 

. . . . .