Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Визуализация учебной информации на современном уроке английского языка

Дата публикации: 2022-09-02 02:05:32
Статью разместил(а):
Боброва Ольга Юрьевна

Визуализация учебной информации на современном уроке английского языка

Автор: Боброва Ольга Юрьевна

ГБОУ "Школа № 98 Калининского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об основных понятиях в области визуализации учебного материала, правилах визуализации учебной информации на современном уроке.

Ключевые слова: визуализация, современные технологии, английский язык.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Определим понятие «визуализация». Обратимся к «Историческому словарю галлицизмов русского языка», составитель Епишкин Н. И., где сказано, что термин «визуализация» visualisation означает «представление физического процесса или явления в форме, удобной для зрительного восприятия». Проще говоря, представление информации в виде рисунков, фотографий, графиков, диаграмм, схем, таблиц, карт и т.д.

Зачем же нам, учителям, это нужно? Многие знают высказывание Конфуция «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму!». Что же мы должны и можем показать, что бы ученик запомнил нужный материал? А следующим шагом «сделал» и использовал полученные знания в жизни.

Думаю, надо показать, что-то, что удивит ребенка. Помню, как удивляются ребята, когда при изучении темы «Упаковки и контейнеры» я начинаю доставать из сумки коробку из-под обуви, пустой молочный пакет, тюбик с зубной пастой или баночку коллы. Изучение лексики идет веселее. Согласитесь, если показать на уроке «настоящий», натуральный предмет, а не картинку или фото это вызывает у ребят неподдельный интерес.

Приведу еще пример, изучая в первом классе сказку «The Giant Turnip» (Огромная репка), учебник Starlight Starter, ребята должное внимание уделяют иллюстрациям к этой сказке, где старик сажает в землю зернышко репки. Следующий этап разучивание песни, там есть фраза «little seed». Вдруг слышу: «Не такое уж оно и маленькое, а как золотая монетка». Верно, иллюстрация в учебнике искажает цвет и размер предмета. Показала ребятам настоящее семечко репки. Многие ребята и не знали, что оно такое: маленькое, черное, похожее на маковое. Теперь уж сомнений не было, точно «little». Вот так семечко репки помогло нам запомнить выражение «little seed». Даже посадили его, но, к сожалению, «гигантской» репки у нас не выросло.

Конечно, не все можно показать в натуральном виде. Безусловно, педагога спасают демонстрационные карточки с картинами, рисунками, иллюстрациями, фотографиями. Однако, в наши дни, все чаще традиционные карточки заменяются электронными пособиями, презентациями. Это говорит о том, что идет мощная интеграция современных компьютерных технологий в сфере образования. Диапозитивы, диафильмы уходят в прошлое. Все чаще графические средства наглядности: таблицы, схемы, предстают перед нами на экранах интерактивных досок.

Конечно, особое место в визуализации подаваемого материала занимает раздаточный материал. Хочется отметить, что современные школы, как правило, оснащены современной техникой, а это позволяет учителю сделать копии наглядных «подсказок» изучаемого материала, каждому. Таким образом, визуализируя подаваемый материал, «сжимая» его до схемы, таблицы, рисунка учитель дает возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией, что в свою очередь дает ученику четкое восприятие и понимание, а в конечном итоге лучшее запоминание материала.

Из опыта работы с детьми 1-4 классов хочу сказать, что очень интересным и полезным в визуализации материала оказался метод «мыслеграмм» Тимофеевской М.С. С помощью этого метода длинные и сложные для запоминания правила английского языка превратились в интересные схемы «бродилки», наглядно показывающие как поступить в том или ином случае. Уже давно использую в работе с детьми технологию «Интерактивная тетрадь».

На мой взгляд, очень интересно и полезно стандартные правила из грамматического справочника учебника «превращать» в интерактивные подсказки. Это еще один способ систематизировать скучные, но необходимые для изучения грамматические правила, и превратить их изучение в игру, а так же создать атмосферу творчества на уроке. Обычная тетрадь в клеточку, превращается в волшебный мир, где внутри размещены вкладыши с картинками, интерактивные схемы, кармашки с грамматическими правилами. Правила стали «живыми», теперь их можно открыть, развернуть, увидеть. И задания из учебника заиграли новыми красками, теперь сделать без ошибок их очень важно, потому что это не просто упражнение, а интерактивная подсказка. Например, «Замок прошедшего времени», который поэтапно, несколько уроков делают ребята, изучая модуль учебника «Starlight 4»: «Рыцари и Замки». Он вмещает в себя правила прибавления окончания –ed (окошечки левой башни) и правила чтения этого окончания (окошечки правой башни), а так же примеры употребления этих правил, как раз которые ребята заполняют самостоятельно, выполняя задания учебника.

Для ребят постарше, интересны такие инструменты визуализации, как интеллект-карта (mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Что позволяет учащимся структурировать идеи, планировать свое время, запоминать большой объем информации, проводить мозговые штурмы. Заслуживает внимания новейшая техника презентации скрайбинг (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки) где речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске или бумаге. Это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.

Создание учителем ярких образов вызывает у ученика визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации. Да, используя эту технику, учитель должен быть настоящим мастером, не хуже самого Эндрю Парка! Сейчас вопрос о визуализации информации становится особенно остро. Это обуславливается тем, что у нынешних обучающихся, живущих в информационном обществе, формируется т.н. «клиповое мышление». Это способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания.

Учеными уже давно доказан тот факт, что человек более 80% информации воспринимает визуально. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, т.к. позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся. Поэтому увеличивается количество видео-лекций, видео-курсов, активируется привлечение к учебному процессу научно-популярных, художественных фильмов.

В настоящее время особое внимание уделяется формированию функциональной грамотности учащихся. Педагоги успешно организуют работу над формированием всех компонентов функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, глобальные компетенции и креативное мышление). Успешно разрабатываются комплексные задания по формированию каждого компонента функциональной грамотности. Говоря о визуализации, мы имеем в виду в первую очередь креативное мышление. Задания на визуальное самовыражение выступают в этом случае на первый план. Они помогают учителю выявить понимание (или, напротив, непонимание) учащимися смысла изучаемого учебного материала. С этой целью можно попросить сделать иллюстрацию к какому-либо утверждению или призыву, абстрактному понятию, фразеологизму.

Использование на уроках приемов инфоргафики, символьного письма может стать начальным этапом освоения навыков написания кратких заметок и тезисов, создание опорных схем и конспектов. Изображение пиктограмм, например, помогает плавно перейти к освоению таких способов наглядного представления информации как диаграммы и графики. Не зря говорят «Лучше один раз увидеть …».

Подводя итог, отметим, что визуализация учебного материала полезна для формирования привычки и потребности взглянуть на мир по-новому, под необычным углом зрения, найти необычное в обычном.

 

Список литературы:

1. Ты посмотрел сюда. Теперь сюда. Лебедев П.М - М: Бомбора, 2022.

2. Эффект визуализации. Д. Наст. - М: Эксмо, 2008.

3. Английский язык: учеб. пособие для начинающих / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В.Копылова - М: Просвещение, 2016.

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника - СПб., PSP-print, 2012.

 

. . . . .