Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Воспитание культуры поведения младших школьников

Дата публикации: 2019-12-01 15:35:59
Статью разместил(а):
Гордеева Элеонора Викторовна

Воспитание культуры поведения младших школьников

Автор: Гордеева Элеонора Викторовна 

ГБОУ "Школа № 465", Санкт-Петербург

Аннотация: Воспитание культуры поведения младших школьников возможно только совместными усилиями учителей и родителей. Целесообразно и эффективно проведение родительского собрания на тему "Воспитание культуры поведения младших школьников", в подготовке которого примут участие классный руководитель, родители, психолог.

Ключевые слова: психолого-педагогическое просвещение, воспитание культуры, младшие школьники.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Цели: 

 - психолого-педагогическое просвещение родителей, 

 - развитие воспитательных умений родителей. 

 - интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры поведения у младших школьников. 

Задачи: 

 - озвучивание проблем взаимодействия родителей с ребёнком по воспитанию культуры поведения учащихся, 

 - ознакомление родителей с воспитательными и психологическими приёмами воспитания культуры поведения у младших школьников.

Повестка собрания: 

1. Воспитание уважения к людям. 

2.Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах. 

3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.  

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, отношение к труду, своим обязанностям и самому себе. 

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших школьников. Детям свойственны непосредственность и доверчивость. Взрослые должны бережно относиться к  проявлениям честности, искренности и прямолинейности в рассуждениях и поведении детей. 

Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. 

Как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми? 

Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения. Задачи взрослых в воспитании культуры поведения у детей: 

1. Воспитание уважения к людям. 

2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах. 

3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.  

Воспитание уважения к людям. 

Осуществляется главным образом, через семейное воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь. 

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками – помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно. 

Помните: 

 - Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень скоро вернёт их вам. 

 - Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка. 

 - Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас. 

 - Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности. 

 - Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. 

Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка. 

Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком. 

С какого же возраста эти правила могут быть вводимы в поле зрения ребёнка? 

С первых лет жизни. Осознаются они постепенно не в виде отвлечённых понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жизни. Тут мало просто познакомить ребят с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь. 

Дети должны понять, что любое их слово и действие не безразлично для людей, а так или иначе касаются окружающих, что каждый их шаг, поступок – это испытание. Как поступить: добро совершить или зло? 

Дети – всегда носители определённых ценностей. Переходя из одной общности в другую, из одного коллектива в другой, человек вносит свои системы ценностей и требований в мир людей. Знают ли они о том, что каждый поступок, каждое желание отражается на людях? Проверяют ли они свои поступки сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей, неудобств людям? Могу ли бескорыстно делать добро? 

С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнёт «говорить совесть». Она, как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо, то испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. 

О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и пишется достаточно много.  

Однако бывают случаи, когда ребята знают правила поведения, но не выполняют их. 

Причин этому несколько: 

 - дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил – причина простая и легко устранимая. 

 - некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным упражнением. 

 - иногда ребёнок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но… не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия волевого усилия в достижении чего-то. 

 - часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их просто придумали взрослые. 

Большая роль принадлежит взрослым и в воспитании культуры поведения в общественных местах. Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с помощью нравоучений, какого-то специального морализаторства, а всем образом, укладом жизни, отношениями, существующими в семье. 

Если отец в течение всей жизни приносит маме в праздник цветы, не забывает поздравить в юбилейные даты и подарить что-нибудь красивое и приятное, уходя на работу и возвращаясь с неё, целует мать, ребёнок будет делать то же самое по отношению к своей матери и матери своих детей. Грубость детей в отношении родителей в большинстве случаев происходит потому, что бестактность и грубость царили в отношениях между ними самими. 

Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо. 

Советы родителям: 

1. Не учите культуре назидательно. Излишняя морализация вызывает желание действовать назло. 

2. Привлекать ребёнка к посильной деятельности (накрыть на стол, почистить обувь и одежду, подготовиться к встрече гостей). 

3. Создавать специальные ситуации-задания: встретить тётю Машу, пригласить кого-то на прогулку, позвонить по телефону знакомым и др. 

4. В выработке культуры поведения широко использовать игры и игровые ситуации. 

5. Помнить, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка. 

6. Создавать вместе с детьми различные памятки: «Мой внешний вид», «Культура поведения в музее, кинотеатре» и т.д. 

7. Помнить: вы – главный воспитатель, вы – пример. 

Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок вырос высоко нравственным человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий получается всё как надо. В чём же дело? Дело во многом, в том числе – в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова. 

Не злословьте, не обличайте, не позволяйте себе, хотя бы в присутствии детей говорить о людях плохо. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а наоборот, отмечайте их положительные качества, чаще хвалите окружающих. Если пойти по такому пути, то неудач в воспитании будет меньше. 

Культура речи. 

Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк, весьма насущная проблема, и игнорировать её нельзя. В гневе мы теряем рассудок и общаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей? И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям. Вот какие советы дает по этому поводу психолог: 

1. Назовите вслух своё чувство. 

 - осторожно, пора остановиться 

 - я очень недовольна, я рассержена 

 - я разгневана, но это скоро пройдет 

2. Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребёнка. 

3. Посмотрите в окно, переключите внимание. 

Гнев пройдет, не причиняя никому вреда. А потом, спокойно, тихо поговорите со своим ребёнком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния. 

А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные дни. 

Заключение. 

«Всё начинается с дома».

С. Соловейчик высказал следующую мысль: «Не обязательно страстно любить детей, будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значения, отказывают детям в чём-то, во всём или ни в чём не отказывают. Но очень важно, чтобы кто-нибудь из двух родителей или из 4 дедушек и бабушек – хоть один! – любил людей. Только эта любовь к людям и передаётся детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна обладает педагогической силой». Возможно, это одно из правил воспитания «домом». 

Отчий дом … В нём начинается все самое главное, самое важное в жизни ребёнка. Так пусть же все в нём будет гармоничным, наполненным высокой духовностью, освящено нравственной чистотой. А чтобы он стал именно таким, укрощайте свой гнев, делитесь друг с другом добрыми чувствами, любите людей, умножайте добро.

 

Литература:

1. С. Соловейчик «Педагогика для всех». - СПб: Издательство «АСТ», 2018г. 

 

. . . . .