Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проблемы использования медиатехнологий в педагогике и пути их решения

Дата публикации: 2022-09-12 21:44:24
Статью разместил(а):
Васнева Олеся Андреевна

Проблемы использования медиатехнологий в педагогике и пути их решения

Автор: Сливкина Елена Сергеевна 

ГБОУ "Школа № 1324", г. Москва

 

Аннотация: В этой статье автор рассматривает проблему того, что учителю важно уметь передавать свой опыт детям, при этом объясняя, что от техники нельзя быть зависимым.

Ключевые слова: медиатехнологии, медиаграмотность.

Тематическая рубрика: Начальная школа. 

 

Время не стоит на месте. В нашу жизнь внедряются новые технологии, постепенно становясь неотъемлемой частью всех сторон жизнедеятельности. Как и во всем, здесь есть и плюсы, и минусы.

Назовем положительные стороны использования в образовательном процессе медиатехнологий. В первую очередь, это то, что теперь обучающийся более заинтересован в уроке, что улучшает его успеваемость. «Без медиатехнологий добиться должного эффекта невозможно», – говорит учитель технологии начальных классов МБОУ «СОШ № 12» г. Красногорск А.М. Рабинович. А достигается этот эффект за счет воздействия медиатехнологий на все органы чувств: ученик смотрит, слушает, осязает». Кроме того, медиатехнологии более полно погружают школьника в изучение объекта: написал сочинение, потом снял по нему фильм или сделал анимацию.

Но есть и ряд проблем.

Проблема № 1. Ученики разбираются в медиатехнологиях лучше, чем их преподаватели. Как говорит учитель начальных классов МОУ «СОШ № 2» г. Истра А.Ф. Крылова: «Дети сейчас другие, и современному учителю нельзя от них отставать. Потому что если ребенок что-то умеет, а педагог нет, он в глазах ребенка может упасть. Дети привыкли, что учитель знает все и умеет все». Решить эту проблему, на наш взгляд, просто: сейчас для учителей регулярно проводятся курсы повышения квалификации, где учат их работать с современной техникой, повышают уровень их медиаграмотности.

Проблема № 2. Вытекает из проблемы № 1. Трудно переучить педагогов, которые долгое время преподавали иначе. Многие учителя выступают за традиционный метод обучения. Соответственно, нужно осознать, что время идет вперед и новшества в образовании неизбежны. Сейчас много говорят о невоспитанности учеников, об их неумении слушать на уроках. Это заблуждение. Просто дети другие и работать с ними нужно по-другому.

Проблема № 3. Стереотип «Интернет – это мусорная яма». Бытует мнение, что в Интернете нет ничего полезного – один шлак, портящий нынешнее поколение. Так привыкли думать те, кто, как правило, в сети не работает. На самом деле здесь есть все: и полезное, и разрушительное. Негативно воздействующую информацию можно найти и в книгах, и в журналах и пр. Поэтому задача педагогов – не ограждать детей от техники, а учить их ориентироваться в информационных потоках. «Нужно уметь из всего предоставленного извлекать то, что тебе надо, – считает А.М. Рабинович. – Мы должны объяснять это детям и учить их этому».

Проблема № 4. Зависимость от медиатехнологий, которая сводит на нет живое общение, традиционное чтение, наносит урон здоровью (в частности, зрению). Решить проблему можно следующим образом: во-первых, с первого дня обучения объяснять детям, что от техники нельзя быть зависимым; во-вторых, не забывать про традиции, говорить о значимости печатных книг, уровень восприятия которых всегда будет стоять выше уровня восприятия книг электронных. То есть необходимо поддерживать баланс между новым и традиционным. «Медиаграмотность надо развивать, – считает А.Ф. Крылова, – но при этом надо, чтобы дети все-таки к книгам обращались. Мы провели тест, в котором на вопрос «Считаете ли вы, что возможно прожить без книг?», некоторые их учащихся написали, что без книг прожить возможно».

Проблема № 5. Стереотип «Медиатехнологии станут причиной утраты способности анализировать». Доктор педагогических наук Е.И. Булин-Соколова опровергла этот предрассудок хорошим примером: «Платон не был сторонником письменности, считал, что из-за нее люди перестанут хранить информацию в своем сознании, потеряют память, что дети, выросшие в эру письменности, будут поверхностными, неглубокими, малограмотными. Как известно, Платон ошибался».

Подведем итог. Все новое несет за собой ряд проблем, но важно понимать, что их нужно не только обсуждать – их нужно решать. И хорошим стартом для этого служит осознание, что мир движется вперед и в этом мире педагог должен оставаться авторитетом для своих учеников.А главное, учителю важно уметь передавать свой опыт детям, при этом объясняя, что от техники нельзя быть зависимым.

  

. . . . .