Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств

Дата публикации: 2022-09-14 01:12:48
Статью разместил(а):
Сливкина Елена Сергеевна

Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников

Автор: Сливкина Елена Сергеевна

ГБОУ "Школа № 1324", г. Москва 

 

Аннотация: В этой статье автор рассматривает проблему того, что на основе книг идет развитие представлений ребенка о том, каким должно быть отношение к окружающему миру.

Ключевые слова: Пришвин, красота природы.

Тематическая рубрика: Начальная школа. 

 

Книги о природе являются своеобразной базой знаний о ней. На основе этих книг идет развитие представлений ребенка о том, каким должно быть отношение к окружающему миру. Познавая мир с помощью природоведческой книги, ребенок может познакомиться со многими важными для него аспектами жизни.В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих произведениях учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться.

Главная тема творчества М.М. Пришвина - человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние. Его рассказы способны пробудить и развить лучшие качества человека, которые будут необходимы ему в жизни. Читая их, младшие школьники расширяют свой кругозор, получают информацию, которая может содержать события, фактически сходные с ситуациями, которые могут помочь им в реальной жизни.

М.М. Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. Его наблюдения отличаются достоверностью, зоркостью взгляда; у него нет случайных слов - каждое выверено и взвешено. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина - он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник, искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребенка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивленными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми. Младшим школьникам свойственна подражательность, в силу которой они заимствует образы поведения, легко поддаются внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям.

Своими произведениями М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к природе, формирует бережное отношение к окружающему мир. Его рассказы познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать все, что их интересует. Переживания детства предстают перед читателем «через посредство охоты».

Говоря о М.М. Пришвине, что он охотник, следует отметить его же выражение: «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружье в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался» [6]. Таким образом, Пришвин был охотником за наблюдениями.

В рассказах М.М. Пришвин дает точные реальные образы, при этом каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен. Звери и птицы у писателя «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них движется по-своему. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шепот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие елочки-голоножки» («Опушка»).

В рассказах М.М. Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Еж» дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» - о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.

Детям очень интересно узнать, что не только их мама любит и ухаживает за ними, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси». Оказывается, и у животных, как и у людей: родители берегут и защищают детенышей. Детеныши у животных - такие же беззаботные несмышленыши: вылезли на берег и давай играть, не обращая внимания на охотника, а наигрались - и к маме, и она их повела ... [1, 142].

Учащиеся с интересом слушают зарисовки о природе, такие, как: «Деревья в плену», «Разговор деревьев», «Запоздалый ручей», «Березовый сок», «Как распускаются разные деревья», «Река», «Утренняя роса» и «Жаркий час».

В зарисовке «Жаркий час» показана удивительная картина ранней весны - пробуждение леса. Мы воспринимаем слова как уже привычную метафору: «лес пробудился, птички запели, подснежники полезли». Пришвин показывает этот процесс реалистически, буквально: всю зиму деревья пригибались к земле под тяжестью снега, и вот пришел жаркий час. Это час, когда «снег заметно подтаивает и в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой елкой ... спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может сама собой шевельнуться ... Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула ... И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелиться, весь лес пошел. И мечется обезумевший заяц, и встает всякий зверь, и птица улетает из леса». Никогда не приходилось читать такого описания весеннего леса! Действительно, страшно, действительно, «жаркий час».

Особенно близкой детям является идея писателя о единстве человека и природы. Так в рассказе «Этажи леса» автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определенном этаже, так птицы и звери живут каждый на своем этаже. Но если люди без труда могут спуститься на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети... Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж». Только тогда гаечки нашли своих птенцов [2, 88].

При чтении произведений М.М. Пришвина у детей формируется представление о добре и зле. Так, писатель в рассказе «Еж» очень хорошо описал свои взаимоотношения с ежиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко - выпьет, то булочку дам - съест» [1, 102].

Произведения М. Пришвина можно изучать не только на уроках литературного чтения, но и на уроках изобразительного искусства. У писателя очень много зарисовок о природе, например, «Деревья в лесу»: «Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что - и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет». Прочитав такую зарисовку на уроках знакомства с понятием «пейзаж», учитель поможет детям живо представить зимний лес и изобразить его. Таких зарисовок у М.М. Пришвина очень много: «Рябина краснеет», «Первый мороз», «Силач», «Осинкам холодно», «Осень», «Анютины глазки» и многие другие.

Писатель так точно и умело описывает то или иное явление, что педа-гогу ничего и не надо придумывать нового.
Очень полезными дополнениями к урокам чтения по произведениям М.М. Пришвина могут стать экскурсии и прогулки по настоящему лесу или парку, поскольку именно общение с живой природой поможет закрепить в учениках впечатления от прочитанных произведений. Например, можно спросить детей: «Ребята, вот мы с вами недавно читали рассказы М.М. Пришвина, действие во многих из них происходит в лесу. А как вы думаете, может быть, писатель рассказывал вот про этот лес, по которому мы сейчас гуляем с вами? Как он описывал «свой» лес? Давайте найдем в нашем лесу что-то похожее».

Благодаря таким вопросам у учеников развиваются память, воображение, восприятие реальности как чуда и сказки. Дети учатся по-настоящему видеть и слышать природу. При этом происходит интересное, живое общение учителя и учеников, детям не удается заскучать, ведь то, о чем им говорит учитель, на прогулке они могут потрогать своими руками, увидеть и пережить сами. Именно таким образом и закладывается начало формирования жизненного опыта у детей. И для нас особо ценно то, что формирование такого опыта происходит с помощью рассказов М.М. Пришвина.

Вопросы для бесед по прочитанным произведениям

«Этажи леса»
Что такое этажи леса, по мнению М.М. Пришвина?
На каком этаже разместились травы (деревья, кусты)?
Какой этаж самый высокий (самый низкий)?
Почему животные, как люди, не могут поменять место жительства на другой этаж?

«Лисичкин хлеб»
Каких птиц принес охотник из леса?
Какие грибы и ягоды принес он Зиночке?
Как деревья лечатся?
Какие вы запомнили названия трав?
Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного?

«Землеройка»
Для чего дедушка и Зиночка решили вырыть ловушку?
Как выглядит землеройка?
Как она себя ведет?
Что она ест?
Что задумали Зиночка с дедушкой сделать с землеройкой?
Почему им это не удалось? А если бы им удалось, понравился бы вам рассказ? Почему?

«Филин»
В какое время суток филин обычно охотится? Почему?
Кто обнаружил филина и где?
Какие птицы слетелись на крик ворона?
«Берестяная трубочка»
Откуда на березах появляются берестяные трубочки?
Что было спрятано в берестяной трубочке, которую нашел автор?
Кто поселился в трубочке?

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Пришвин М.М. Кладовая солнца. М., 2001.
2. Пришвин М.М. Лесная капель. Краснодар, 1984.
3. Зурабова К.//Учительская газета. 2008. 12 февр.
4. Ивич А. Природа и дети. М.,1980.
5. Мотяшов И. Михаил Пришвин. М., 1965.
6. Пришвин М. Кладовая солнца. Минск, 1980.

 

. . . . .