Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Из опыта работы по реализации ФГОС

Дата публикации: 2022-10-24 17:53:25
Статью разместил(а):
Свищёва Ольга Ивановна

Из опыта работы по реализации ФГОС

Автор: Свищёва Ольга Ивановна

МБОУ «Шараповская СОШ», с. Шараповка, Белгородская область

 

Аннотация: В данной статье описывается практика выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта из опыта работы учителя начальных классов.

Ключевые слова: ФГОС, УУД, формы обучения, успешность в учёбе.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. Пришлось многое пересматривать в своей деятельности.

Во-первых, пришлось ответить на главный вопрос: Для чего я учу детей? Раньше, я бы ответила: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять. Но с позиции ФГОС это понимается по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать можно только то, что имеешь сам. Надо самим научиться учиться, быть успешными, и тогда мы научим этому детей. Поэтому все начинается с постепенной «перестройки» себя и «приведения себя в соответствие с ФГОС».

Для того чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, и нужно развивать способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий.

Новым в работе учителя в связи с введением ФГОС стали:

1) новые цели (ориентация преимущественно на личностные и метапредметные результаты);

2) новое содержание образования (УУД);

3) применение инновационных технологий;

4) переход на активные методы работы с учащимися (решение проблемных задач различного типа, исследование, проект);

5) новая система оценивания результатов (портфолио, мониторинг).

Активными формами обучения стали: организация работы в группах и парах, организация проектной деятельности, проектирование учебных ситуаций.

Изучая инновационные технологии, методы и приёмы, я обнаружила, что некоторые из них мы применяли на своих уроках и раньше, даже не зная, как они называются.

Но единоразовое использование новых приёмов для активизации познавательной активности не даёт особых результатов. Теперь я стараюсь чаще использовать  на своих уроках новые эффективные приёмы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД.

1. Классические. Проблемная ситуация с удивлением. Детям  одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения.

Например: Урок математики, 3 класс. Тема: Порядок действий в выражении со скобками. Детям предлагаю ситуацию: Два мальчика находили значение выражения 3*5-4 и получили следующие результаты: 11 и 3. Почему получились разные ответы? (Действия выполняли в разном порядке). Кто из мальчиков прав? Рассуждая, дети определяют тему урока.

Проблемная ситуация с затруднением. Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.

Невыполнимое задание, сходное с предыдущим.

Например: Урок математики, 3 класс. Тема: Умножение на 0. Предлагаю вычислить значения выражений: 12*2; 31*3; 15*4; 18*0 Дети вычисляют значения первых трёх выражений  и останавливаются на последнем. Почему это выражение вызывает затруднения? (Его нельзя вычислить, заменив умножение сложением, так как в сумме не может быть ноль слагаемых). Обнаруживая границу своего незнания, дети определяют тему урока.

2. Проблемно-диалогические. Побуждающий диалог. Заключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему. Например: Урок русского языка, 3 класс. Тема: Что такое имя числительное? Прочитайте пословицу, объясните её смысл: Один в поле не воин. Определите части речи. У какого слова вы затруднились это сделать? Что называет это слово? Подумайте, как может называться такая часть речи?

Подводящий проблемный диалог. Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Например: Урок русского языка, 3 класс. Тема: Род имён прилагательных. Прочитайте словосочетания: зелёный лист, зелёная трава, зелёное платье. Что вы заметили? (Прилагательное повторяется). Оно одинаково во всех словосочетаниях? (Нет). Почему окончания имён прилагательных изменяются?

3. Мотивирующие. Использую следующие приемы.

 Сообщение темы урока с использованием приёма «яркое пятно».

Суть приёма в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы. Например: Урок математики, 3 класс. Тема: Единицы времени: год, месяц, сутки. Сказка-загадка В. Даля «Старик-годовик».

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

- Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

- Какие четыре крыла у каждой птицы?

- Какие семь перьев в каждом крыле?

- Что значит, у каждого пера одна половина белая, а другая – чёрная?

Дети заинтересованы, пытаясь ответить на вопросы, приходят к теме урока.

Сообщение темы урока с использованием приёма «актуальность».

Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся. Например: Урок математики, 3 класс. Тема: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». Предлагаю решить задачу:

Ты хочешь купить 3 тетради по 20 рублей каждая и 4 карандаша по 15 рублей каждый. Хватит ли тебе денег, если у тебя 130 рублей?

Дети затрудняются это сделать, так как с таким видом задач ещё не встречались. Делают вывод о необходимости научиться решать задачи такого вида, так как это понадобится в жизни.

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Они убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

На уроках чтения учащиеся оценивают ответы одноклассников. Предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:

1. Громко – тихо.

2. С запинками – без запинок.

3. Выразительно – нет.

4. Понравилось – нет.

При этом учу, в первую очередь, отмечать положительные ответы учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Также на уроках ребята сами исправляют одноклассников, услышав неправильный ответ. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности, учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника.

Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Ребёнок очень доволен, когда он слышит «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Такие оценки получают ученики с разными способностями. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети, которые не отличаются дисциплинированностью. Таким образом, складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребёнка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании урока. Нужно продумать формы работы, подобрать материал. Здесь приходится работать над собой, иногда хочется самой объяснить, показать детям, а вместо этого приходится направлять их к знанию, что гораздо труднее.

По каким бы стандартам ни учился  ребёнок, наши  любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешным в учёбе.    

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтобы дети в вашем классе,

Светились от улыбок и любви.

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны.

 

Список литературы:

1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. ; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.

2. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школы. 2009. №12. с.9.

3. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. № 2. С.11-12. 

4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Образовательная программа и пути её реализации. Вып.3. М.: Баласс, 1999. – с. 85-93.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с. Дидактические требования к современному уроку. 

 

. . . . .