Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Возможности курса ОРГСЭ в духовно-нравственном воспитании учащихся

Дата публикации: 2022-11-05 03:29:01
Статью разместил(а):
Зотова Татьяна Геннадьевна

Возможности курса ОРГСЭ в духовно-нравственном воспитании учащихся

Автор: Зотова Татьяна Геннадьевна

ГБОУ "Школа № 15", г. Москва

 

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.
В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе воспитания молодого поколения. Отсутствие духовного развития привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.
Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были: святость, духовность и любовь к Родине.

Используемые в школе учебные программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Одним из значимых событий стало введение в школьную программу нового предмета «Основы светской этики». Содержание данного модуля обладает большим воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Обратимся к темам уроков: «Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм». Сами темы говорят о высоком воспитательном значении.

Содержание учебного предмета – мощный инструмент воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Я поняла, что для выполнения основных задач курса очень важно в школе сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.

В работе можно  использовать такие задания, как интервью, написание эссе,  выступления на итоговом мероприятии, подбор  иллюстративного материала с целью получения информации. В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане на уроке с детьми можно проводить немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, обсуждение положительных и отрицательных поступков героев.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться и т.д.

Разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание. Продумать презентацию.

Темы можно выбрать следующие: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины» , «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», «Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др. И каждая тема решает определённые воспитательные задачи:

· укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;

· формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

· развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Таким образом, духовно-нравственное развитие ребенка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, по телевидению, радио и т.д.

Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

 

. . . . .