Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Метод проектов как средство развития познавательного интереса младших школьников

Дата публикации: 2022-11-13 16:30:15
Статью разместил(а):
Кустова Светлана Викторовна

Метод проектов как средство развития познавательного интереса младших школьников

Автор: Кустова Светлана Викторовна

МАОУ «Лицей», г. Реутов

 

Аннотация: В этой статье говорится о том, что  сущность проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствуют успешному обучению детей в школе.

Ключевые слова: проект, познавательная активность, творчество.

 

На современном этапе развития школы одним из средств, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности младшего школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая осмысление результатов деятельности.

Теоретической базой метода проектов стала прагматическая педагогика Джона Дьюи. Он утверждал, что главным результатом обучения должно стать формирование мышления школьника, основывающееся на его личном опыте. Дж. Дьюи разработал теорию формирования личности, приспособленной к жизни.

Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

- постановку проблемы;

- составление плана ее реализации;

- оценку ее выполнения.

Проектная деятельность может обеспечить развитие познавательной активности, творческой инициативы и самостоятельности ребенка. Анализ педагогической теории и практики на современном этапе развития педагогики позволяет отметить, что современные педагоги совершенно верно оценивают сущность проектной деятельности, определяя ее как совместную учебно-познавательную, творческую или научно-исследовательскую деятельность педагога и учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение материального результата – создание проекта. Метод проектов является эффективным средством формирования познавательной активности школьника. Типология проектов, представленная в современных исследованиях, строится на следующих типологических признаках:

1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий и т.д.

2. Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно-научные исследования, экологические, культурологические (страноведческие), географические, исторические, музыкальные.

3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города).

4. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые).

5. По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные).

В соответствии с первым признаком выделяется следующие типы проектов:

• Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

• Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, т.д.);

• Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные  персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая;

• Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;

• Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, т.д.).

По второму признаку — доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть:

• литературно-творческий проект. Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и т.д.

• естественно — научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой, т.д.)

• экологические проекты так же, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных  областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и т.д.)

• культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран

• спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных), методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр.

Метод организации проектной деятельности учащихся имеет четко выраженную этапность. О.Д. Мерцалова называет эти этапы «Пять П»:

1. Постановка проблемы.

2. Проектирование (планирование).

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация.

Автор отмечает, что пропуск любого из этапов снижает эффективность работы над проектом. Организация проектной деятельности учащихся основывается на следующих ведущих принципах, определенных Н.В. Матяш и В.Д. Симоненко:

- последовательность в планировании и осуществлении проекта;

- регулярность (кольцевой характер проекта): в конце работы учащиеся возвращаются к изначально поставленной цели и самостоятельно оценивают степень пополнения своих знаний и обогащения жизненного опыта, что формирует положительную учебную мотивацию;

- динамичность (адекватные и разумные временные рамки);

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;

- гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы;

- равенство всех членов рабочей группы, право участников на собственное мнение, на отказ от участия в проекте, разработку собственного, нового проекта;

- инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность;

- творческое партнерство: создание атмосферы сотрудничества, привлечение к проекту консультантов (родителей, специалистов, учителей и т.д.);

- самостоятельность и индивидуальность: реализация проекта предполагает самостоятельное планирование и выполнение программы действий группы детей, причем все члены группы несут одинаковую ответственность за конечный результат;

- развитие: повышение готовности и интереса учащихся к дальнейшей проектной деятельности, развитие творческих навыков, самооценки и пр.;

- новизна и оригинальность: в результате проектной деятельности участники ее создают продукт, отличающийся новизной и оригинальностью;

- результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной задачи;

- завершенность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен (защищен), с тем, чтобы у каждого ребенка осталось чувство удовлетворения или даже гордости за полученный результат.

Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что она является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; актуализирует субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от потребностей и интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирует детскую самостоятельность;  выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и привлечь множество вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны родителей и учителей. Правильно организованная проектная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей, формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Проектная деятельность вызывает у младших школьников интерес к познанию, способствует личностному росту, формированию познавательной активности. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) возникает необходимость решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится активно добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. В ходе проектной деятельности формируются следующие универсальные учебные действия:

- регулятивные – уметь ставить цель, учится планировать свои действия, давать оценку полученному продукту;

- познавательные - уметь анализировать, синтезировать, обобщать делать выводы; коммуникативные - уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- личностные – мотивация детей к учебной деятельности, стремление к познанию.

Таким образом, сущность проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствуют успешному обучению детей в школе.

 

. . . . .