Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение современных методов и приемов на уроках музыки как средство повышения качества обучения

Дата публикации: 2023-01-12 19:10:25
Статью разместил(а):
Болдырева Лариса Эдуардовна

Применение современных методов и приемов на уроках музыки как средство повышения качества обучения

Автор: Болдырева Лариса Эдуардовна

МБУ «Лицей № 51», г. Тольятти

 

"Любителями музыки и знатоками не рождаются, а становятся". Дмитрий Шостакович. 

 

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества.

Поэтому, для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе необходимо использовать современные методики, которые соответствуют «духу времени», которые дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Дают возможность в дальнейшем применять эти знания, полученные на уроках музыки, на практике. Данные образовательные методики ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса.  

Современный мир меняется очень быстро. Со всех сторон на нас «обрушивается» огромный поток информации и это, конечно требует новых способов ее освоения. Поэтому, для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе необходимо использовать современные методы и приемы, которые соответствуют «духу времени», и дают возможность по-новому строить урок, повышая тем самым качество образования. 

Метод – основа учебного процесса, связующее звено между запланированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей. 

Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, приемов). С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть. 

Выдающиеся музыкальные деятели, такие как Д.Б. Кабалевский, Л.В. Горюнова, Э.Б. Абдуллин разработали методы и приемы музыкального образования, нам же нужно, опираясь на опыт мастеров музыкальной педагогики, для воспитания ученика нового поколения, умеющего думать по-новому, способного ставить и достигать цели, духовно-нравственного человека, дополнять, изменять формы, методы и приемы обучения.  

Для современного урока музыки наиболее эффективными являются: 

Мотивационные: 

Видеофрагмент 

Портрет (исторический, литературный) 

Побуждающий

Дискуссия (через противоречия) 

Прием «работа с понятием) 

Группировка 

Практические: 

Работа с таблицами, схемами 

Проектная  

Сходства и отличия 

Анализ проектных ситуаций.

«Метод – сравнения» - Этот метод предполагает наблюдение за контрастными частями, что отвечает природе музыкального искусства. Принцип «сходства и различия» позволяет ребенку развивать фантазию, ассоциативное мышление, что способствует формированию его музыкальной культуры.

«Метод – Кластер» - Этот метод иногда еще называют «наглядным мозговым штурмом», способ графической организации материала. Очень наглядный способ при погружении в тему. Можно применять на всех этапах урока: изучение новой темы, повторение пройденного материала, контроля знаний. 

Класс делится на группы, раздаются листочки. Дается ключевое слово, которое пишется в центре. Например: в 7 классе тема «Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича», вокруг ребята записывают слова, ассоциации, факты, образы, соответствующие ключевому слову, и соединяют их между собой стрелочками. Можно сделать наоборот, написать слова, факты и понятия, чтобы ребята отгадали музыкальное произведение и композитора, то есть «центральное» слово, это тоже интересная форма работы.  

«Метод – ПОПС - ФОРМУЛА» 

П – позиция (точка зрения) 

О – обоснование (аргументы в поддержку точки зрения) 

П – пример (факт, иллюстрация довода) 

С – следствие (вывод) 

Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие четыре момента ПОПС, Этот прием направлен на рефлексию учащихся или на закрепление материала. 

«Я считаю, что ...» 

«Потому, что …» 

«Я могу это доказать …» 

Я считаю, что В.А. Моцарт великий, гениальный композитор 18 века. 

«Потому, что уже в 3 года Моцарт подбирал на клавесине, не зная нотной грамоты» 

«В области оперы он не знает себе равных до сих пор», - говорил П.И.Чайковский» 

«Исходя из этого, можно сделать вывод, что В.А. Моцарт великий композитор, создавший прекрасные произведения искусства, любимые многими поколениями».  

«Яркое пятно»  

Сообщите классу интригующую информацию, связанную с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть притчи, легенды, фрагменты рассказов, случаи из истории, науки, культуры, любой материал, способный заинтересовать учащихся.  

«Метод – Инсерт» 

Прием технологии критического мышления. Прежде всего для усвоения нового материала. Прочитать текст и сделать пометки  

«+» - это я знал раньше 

«-» - я думал совсем по-другому 

«V» - для меня это новое 

«?» - я это не понимаю 

«*» - я это узнал самостоятельно, дома 

  

V

Здесь пишутся известные факты и понятия 

Информация, которая расходится с представлениями  

Новая, ранее неизвестная информация 

Прописывается, то, что требует уточнения 

Материал, который учащийся узнал самостоятельно дома 

«Метод – Логическая цепочка» - Цепочка вопросов, которая поможет учащимся строить логические суждения. «Где?», «Когда?», «Откуда?», «Почему?», «Зачем?», «Как?». 

Несколько приемов и техник ТРИЗ на уроках музыки.  

«Найди ответ» - прикрепляются в любых местах класса листочки с ответами, понятиями, терминами. Ребятам раздаются вопросы, ответы на которые они должны найти в классе на прикрепленных листочках. Пример:  

Вопросы у детей:  

Опера. Мюзикл 

Карточки: 

Песня, опера, увертюра, симфония, либретто, ария, симфонический оркестр, «Петя и волк», танец и т.д.  

«Отгадай тему» 

Ученики сами должны определить тему урока. Учитель помогает наводящими вопросами, музыкальными примерами. 

Тема «Музыкальная Азбука». 

Ребята, зачем нужно знать азбуку? (ответы детей), «А какая еще может быть азбука? (азбука дорожного движения, азбука леса, азбука пешехода, азбука здоровья, азбука безопасности, азбука Морзе), а чтобы записать мелодию, какая нужна азбука ...». Музыкальная Азбука.

«Ассоциации» 

Учитель на доске пишет ассоциативный ряд по теме «Балет»:

Танец, Музыка, Спектакль, Декорации, ...

Учащиеся отгадывают тему урока. Ребята называют слова по теме урока: «Мюзикл», Спектакль, Хор, Диалоги, Солисты, Декорации. А потом дают определение жанру «Мюзикл». 

«Да-нет-ка» 

Один из детей загадывает, например композитора, которого недавно проходили, остальные ребята задают вопросы, а ведущий отвечает только «Да», если правильный ответ, или «Нет», если не правильный. Можно загадывать музыкальные инструменты, конкретное произведение, жанр. 

Это композитор русский? Нет

Зарубежный? Да 

19 века? Да 

Он писал оперы? Нет 

Это польский композитор? Да 

Это Фредерик Шопен!  Да 

Итак, применение данных методов и приемов отличается высокой результативностью и способствует: личностному развитию учащихся; повышению интереса школьников к учебным занятиям; росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; изменению самооценки учащихся; воспитанию активности и самостоятельности; формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни. А главное: создаются предпосылки к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни. 

 

. . . . .