Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Реализация обновлённого ФГОС в 1-х классах

Дата публикации: 2023-01-17 00:52:01
Статью разместил(а):
Давыдова Светлана Николаевна

Реализация обновлённого ФГОС в 1-х классах

Автор: Давыдова Светлана Николаевна

ГБОУ "Гимназия № 397 им. Г.В. Старовойтовой Кировского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: Данная статья предназначена для учителей начальных классов. Она раскрывает основные отличия обновлённого ФГОС – 2021: вариативность содержания программ, ориентир на формирование функциональной грамотности, связь учебных предметов с реальной жизнью, формирование УУД в учебно-исследовательской и проектной деятельности, направления взаимодействия школы и семьи.

Ключевые слова: обновлённый ФГОС, портрет первоклассника, конструктор рабочих программ, функциональная грамотность, программа формирования УУД.

 

Обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства Просвещения России от 31.05.21г., реализуются в 2022-2023 учебном году в 1, 5 и 9 классах.

В этом году к нам в гимназию поступили 64 обучающихся, 37 девочек и 27 мальчиков.

Из них рожденных в 2014 году – 4 обучающихся, в 2015 году – 27 обучающихся, в 2016 году – 1 обучающийся.

По возрасту:

· младше 7 лет – 18 человек (28 %)

· 7 лет и старше – 46 человека (72 %)

Среди первоклассников была проведена входная диагностическая работа с целью определения уровня стартовых возможностей учащихся и возможностью корректирования рабочих программ учителя в соответствии с полученными результатами.

Работа проводилась в адаптационный период 12-13 сентября. Она состояла из 10 заданий, которые выявляли уровень сформированности общих представлений об окружающем мире, математических представлений, развития фонематического слуха, круга детского чтения.

Обучающиеся показали высокий уровень сформированности следующих умений:

· умение находить отличия на картинках и обозначать количество этих отличий кружками - 0,97;

· умение самостоятельно планировать выполнение задания, умение выделять нужный звук и определять его место в слове на основе сформированного фонематического слуха - 0,93;

· умение определять количество слов в предложении - 0,78;

· умение группировать предметы по форме - 0,88;

· умение считать по порядку - 0,87;

· сформированность пространственных представлений, понятий «между», «слева», «справа», «высокий», «низкий» - 0,85;

· умение группировать животных по определенному признаку – 0,92.

Обучающиеся показали низкий уровень сформированности умения определять количество звуков в слове (чашка, барабан) – 0,65 (0,47).

В одном из заданий результат, скорее всего, не определил круг чтения обучающихся, а показал их знакомство с персонажами мультфильмов.

Задание: рассмотрите героев литературных произведений. Обведите красным карандашом тех, кто из них тебе знаком.

Наша гимназия вошла в группу школ, показавших высокий уровень подготовки обучающихся к школе. Большую благодарность хочу выразить работникам дошкольных учреждений и родителям за подготовку детей к школе.

Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых можно обеспечивать вариативность содержания программ.

· Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

· Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов.

· Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)

Анализ результатов входной диагностической работы дает возможность учителю скорректировать рабочие программы по учебным предметам, использовать на уроках разноуровневые задания учитывая уровень подготовки обучающихся к школе и для устранения низких показателей по отдельным умениям. Также дает возможность разработать и реализовать индивидуальный учебный план и программы углубленного изучения отдельных предметов.

Конструктор рабочих программ по учебным предметам, разработанный институтом стратегии развития образования дает возможность реализовать принцип вариативности при создании учителем рабочих программ для данного класса на основе диагностических исследований.

Принципиальным отличием обновленных ФГОС является ориентир на формирование функциональной грамотности. Это прописано и в примерных рабочих программах по предметам и в возможности включения курса «Функциональной грамотности» во внеурочную деятельность.

В начальной школе нашей гимназии во всех параллелях классов введен курс «Функциональная грамотность - основа жизненной и профессиональной успешности»

Учителя начальной школы проводят занятия, опираясь на пособие серии «Учение с увлечением» авторов Марии Викторовны Буряк и Светланы Анатольевны Шейкиной издательства «Планета».

В тренажере для школьников занятия разделены на четыре направления – читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность и естественно-научная грамотность. Для того чтобы у первоклассников процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в этом тренажере для детей собраны задания различных видов: игры, ребусы, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Например, задание № 25, дан текст «Как Иванушка хотел воды напиться». Детям предлагается прочитать его, затем выполнить задание, в котором дети формулируют свойство воды и молока.

Задание из естественно-научного раздела – «День рождения Мухи-Цокотухи». Муха-Цокотуха нашла денежку достоинством в 10 фарингов. Самовар купила за 3 фаринга. На остальные деньги Муха-Цокотуха решила купить угощение для гостей, которых позвала на день рождение. Задание: помоги Мухе-Цокотухе выбрать угощения, которые она купить. Результаты, то есть варианты покупки, предлагается занести в таблицу (цена, количество, стоимость). Также предлагается объяснить Мухе-Цокотухе, чем отличается цена от стоимости.

Задание из математического раздела: занятие 12 «Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки»: Жили-были петушок да курочка. Однажды они нашли 10 бобовых зёрнышек. Нарисуй и запиши все возможные случаи, как делил зёрнышки петушок. Результаты также предлагается детям внести в таблицу.

Выполнение заданий в этой тетради будет способствовать также развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

При написании ВПР по окружающему миру наибольшее затруднение вызывают у обучающихся задания с описанием результатов анализа проведения опытов и задания с изложением своих мыслей в письменной форме. Выполняя задания в тренажере в течение всего обучения в начальной школе, обучающийся сможет подготовиться к выполнению этих заданий в формате ВПР.

Авторы данного курса предлагают для работы не только тренажеры, но и методическое пособие и рабочие программы с учетом требований обновленного стандарта ФГОС НОО. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. В описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указывать форму проведения занятия. (п.31.1 ФГОС НОО, п.32.1 ФГОС ООО). Следует отметить, что обновлённый ФГОС акцентирует внимание учителя на связи предметов с реальной жизнью ребёнка. Таким образом, учителя максимально включают в уроки материал на сравнение, на составление плана (или алгоритма), раскрывают необходимость и возможность использования полученных знаний в жизни.

По-прежнему актуально и важно использовать групповые формы взаимодействия на уроке. Под руководством учителя дети учатся учиться в парах и в группах. Таким образом, у первоклассников формируются умения слушать собеседника, определять общую цель и пути её решения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Программа формирования УУД (универсальных учебных действий) формируются через каждый учебный предмет, через предметные учебные задания, комплексно развиваются в учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В обновленных стандартах также прописаны направления взаимодействия школы и семьи. Там же определена и роль учителя, (педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого).

В своей работе учителя начальной школы используют необычный дневник для обучающихся, разработанный педагогами лаборатории ТРИЗ СПб городского центра детского технического творчества для детей. Ежедневник младшего школьника – модель позитивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Он объединяет три компонента становления личности ребенка: ребенок – учитель – семья. Ежедневник для детей средство саморазвития, самоконтроля и развития творческих способностей, а для родителей и педагогов – инструмент позитивного взаимодействия семьи и школы.

В ежедневнике работы обучающиеся могут выполнять по желанию, могут с помощью родителей, т.к. совместная деятельность объединяет, родители являются примером в такой деятельности и сначала ведущими, а затем лишь направляющими или корректирующими эту работу. Выполнение заданий в ежедневнике раскрывает творческие, математические, литературные и другие способности ребенка, дает возможность раскрыться ему не только в учебной деятельности среди одноклассников.

В ежедневнике есть советы родителям: на что нужно обратить внимание при обучении у ребят в их поведении, какие игры можно проводить с детьми для развития моторики, какие книги можно почитать вместе на каникулах и другие.

Каждая неделя имеет свое направление «Неделя безопасности», «Неделя изобретателя», «Неделя единства», что помогает учителю вести в классе воспитательную работу.

Для взаимодействия с родителями первоклассников учителями были проведены родительские собрания:

· Знакомство с классом. Первое сентября

· Первые дни ребенка в школе

· Первые итоги адаптации

· День открытых дверей «Итоги  I четверти».

А также мероприятие «Золотая осень», экскурсии и походы в театр.

 

Список литературы:

1. Информационно-аналитическая справка «Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения Санкт-Петербургской академии постдипломного образования (Спб АППО), автор И.В. Муштавинская, 2022

2. Обновлённый ФГОС, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.21 № 286.

3. М.В. Буряк, С.А. Шейкина «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников», Планета, 2022.

 

. . . . .