Специфика социально-педагогических методов работы с обучающимися начальных классов
Специфика социально-педагогических методов работы с обучающимися начальных классов
Авторы: Заярская Галина Владимировна, к.п.н.
доцент кафедры семейной, гендерной политики и ювенологии, г. Москва,
и Лопырева Светлана Викторовна
АНО ОС "Школа «Город Солнца», г. Мытищи,Московская область
Аннотация: В этой статье идёт речь о методах педагогической деятельности, которые ускоряют процесс социализации ребенка в школе.
Ключевые слова: социально-педагогические технологии, социализация ребёнка, начальные классы.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
В период адаптации ребенка к школе, на первый взгляд, изменения в его обычном распорядке дня кажутся незначительными. Занятия заменяют уроки, учитель – воспитателя, а исключение сна из режима кажется единственно важным. Однако схожие внешне условия для самого младшего школьника имеют существенные различия.
Одной из причин возникающих трудностей у ребёнка в адаптационный период и в последующие годы обучения в начальных классах является принятие учебной деятельности как основной. Привычная форма познания - через игровую деятельность - не требует физических и психологических усилий. Познание через учебную деятельность имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, оно ограничено четким временным промежутком – урок. Во-вторых, усвоение программного материала предполагает обязательное решение поставленных задач, с одной стороны оценочным контролем, с другой - ожиданием положительной динамики обучения и воспитания родителей, учителя и словесной оценки коллектива класса. Главная задача учителя в этот период - создание благоприятных условий для развития личности младшего школьника, его успешной адаптации, а в дальнейшем - социализации.
«Процесс обучения носит социальный характер, так как он протекает при общении, взаимодействии учителя и ученика, ученика и ученического коллектива» [1, С.36]. Поэтому в период адаптации ребенка к школе учитель начальных классов зачастую выполняет не только педагогические функции обучения, но и социализации. В этой связи деятельность педагога носит социально-педагогической характер [3]. С целью достижения эффективных результатов, учитель начальных классов рационально и последовательно использует различные методы и средства, которые представляют собой основу технологического процесса, определенного алгоритма действий (операций).
Под совокупностью используемых приемов, методов и воздействий принято понимать педагогическую технологию.
В период адаптации ребенка к школе учителю начальных классов необходимо применять в работе социально-педагогические технологии.
Принято рассматривать две группы социально-педагогических технологий: общего типа (социально-педагогическая работа) и специальные социально-педагогические технологии (диагностические, лечебно-прогностические, консультативные, реабилитационные, коррекционные, воспитательные, профориентационные, патронажные и др.).
Опираясь на опыт работы учителя начальных классов АНО ОС "Школа "Город Солнца" Лопыревой С.В., мы хотели бы остановиться на социально-педагогических технологиях общего типа и проанализировать совокупность и специфику тех методов работы, которые составляют содержание деятельности педагога в адаптационный период.
Под методом мы будем понимать путь, способ достижения заданной цели: обучения, воспитания, социализации. Прежде чем трактовать характер тех методов, которые использует в своей работе учитель начальных классов, мы уточним, что остановились на обобщенной классификации (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников) [4, С.267]:
1. Методы формирования сознания: например, беседа, диспут, рассказ, лекция и др.
2. Методы организации деятельности: педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, организация общественно-полезной деятельности, творческая игра и др.
3. Методы стимулирования деятельности: поощрение, неодобрение, наказание, соревнование, субъективно-прагматический метод.
Лопырева С.В. в практике своей педагогической деятельности использует различные методы, однако, опираясь на многолетний опыт работы в школе, ей кажется целесообразным опираться на те методы, которые ускорят процесс социализации ребенка в школе, сделают его более естественным. Специфика этих методов заключается в следующем.
Неодобрение отличается от наказания не категоричным порицанием взрослым ученика, а возвышением его на более высокую ступень в социальном обществе - «ты уже не маленький», что предполагает: ты сам знаешь, в чем неправ. Неодобрение может быть выражено в словесной форме, взглядом, мимикой или жестом.
Поощрение – положительная оценка действий ребенка. Это один из ведущих социально-педагогических методов воспитания в начальных классах. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Однако поощрять только тех учеников, которые добиваются хороших и отличных успехов, неправильно. Даже незначительные улучшения, учитывая старание, должны быть положительно отмечены учителем: будь то учебная, творческая или спортивная деятельность. Ребенку необходимо ощущать свою значимость в коллективе и поддержку учителя, только в этом случае возникнет желание к саморазвитию как нравственных, так и образовательных учебных действий.
Личный пример учителя - метод из группы методов формирования сознания. На этом этапе социализации детям свойственно брать пример со взрослых, как с образца для подражания.
В младшем школьном возрасте закладывается «Я-концепция», поэтому дети часто отождествляют себя с принцессами, героями мультфильмов, обладающими сверхспособностями, нравственными качествами, которые они хотели бы, или не желали бы видеть в себе. Поэтому и людей в своём окружении выделяют внешне ярких, сильных, добрых и приятных в общении. Педагог, учитывая эти особенности, преднамеренно может расположить к себе детей. Авторитет возрастёт в том случае, если учащиеся будут убеждены, что между его словом и делом нет расхождений, действия последовательны, а требования систематичны.
Хотелось бы отметить, что учитель, обладающий высокими нравственными качествами, противопоставляя себя с классом, может, и не станет примером. В общении необходимо найти такие «тонкие нити», которые бы связывали устойчивые взгляды наставника с формирующимися - учеников. Например, подталкивая к размышлению о себе не утвердительными оборотами речи: «что есть хорошо, а что плохо», а вопросительными: «почему и зачем», показывая своё желание понять ученика, становясь его союзником и помощником. Объясняя, ребёнок и сам задумывается, почему он так поступил, хотя многие поведенческие проявления порой происходят спонтанно.
Таким образом, анализируя, ребенок приходит к самооценке. Роль учителя в данном случае - корректирующая.
Копируя и «примеряя» различные социальные образы, дети очень внимательно наблюдают за тем или иным «объектом» своего подражания и тщательно его изучают. Не исключением является и учитель. Ученики тонко чувствуют личное отношение педагога к себе. Поэтому скрытая за внешней требовательностью доброта и искренность не останется незамеченной и заслужит доверие детей.
В основе каждого из вышеперечисленных методов находится процесс общения педагога и ученика. Ученые сформулировали требования к его организации. Это доверительность; умение слушать ребенка; взаимопонимание как основа; деловой контакт; способность перейти от воздействия к взаимодействию [2, С.17-19].
Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что несмотря на кажущуюся простоту, всех без исключения представленных методов, их применение в работе требует высокой педагогической квалификации. Используются они системно, в комплексе с другими методами.
Список литературы:
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 440 с.
2. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения// Учителю о педагогической технике. – М., 1987. – С.17-19.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Издательство МГСУ, 2002. – 256с.
4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студентов педагогических колледжей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 400с.: ил.