Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование орфографической зоркости учащихся

Дата публикации: 2023-01-23 21:45:48
Статью разместил(а):
Казанова Юлия Геннадьевна

Формирование орфографической зоркости учащихся

Автор: Казанова Юлия Геннадьевна

МОУ "Первомайская СОШ № 2"

 

Аннотация: Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, орфограммы, орфографическая грамотность.

Тематическая рубрика: Начальное образование.

 

Осознание богатства русской речи начинается с воспитания в ребенке бережного, вдумчивого отношения к слову, с познания скрытых внутренних ресурсов, заложенных в каждом из нас. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму.

Как пишет М.Р. Львов: «Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».

Анализируя проверочные работы, я отмечаю, что при знакомстве с ново орфограммой ученик особенно внимательно проверяет слово на данное правило и допускает ошибки на ранее изученные орфограммы. При проведении проверочных работ большой процент ошибок дают «описки». Проверку написанного текста ребёнок выполняет формально, механически, не замечая допущенных ошибок.

Таким образом, работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи (то есть находить орфограммы), постоянно подчёркивают и лингвисты, и психологи, и методисты (В.Ф. Иванова, П.С. Жедек, М.Р. Львов и М.М. Разумовская).

Вот почему умение подчёркивать и обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым орфографическим умением. 

Вот некоторые методы и приемы, которые способствуют формированию орфографической грамотности учащихся.

1. Технология обучения списыванию с предварительной подготовкой.

В словаре – справочнике по методике русского языка указано: «Списывание – это один из наиболее употребляемых видов письменных упражнений, используется при обучении орфографии и грамматике, как правило, с дополнительными заданиями».

Различают два вида списывания - простое и осложненное.

В первом случае перед учеником стоит одна задача - воспроизвести без ошибок готовы текст. Во втором – списывание либо предшествует выполнению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического), которое проводится на материале списанного текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв, изменение форм слов и т.д.).

В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложненное списывание, т.к. в противном случае, оно рассматривается как действие механическое, неосознанное и поэтому приводящее к ошибкам. На начальном этапе обучения списывание проводится коллективно с доски. В нужный момент запись учителем закрывается, а потом вновь предъявляется. В дальнейшем дети должны списывать не только с доски, но и с учебников, прописи, карточек.

Для достижения результатов необходимо систематически упражнять учащихся в списывании, обязательно соблюдая при этом следующую технологию:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели «опасные» места (орфограммы) в тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, проговори каждое слово так, как ты будешь его писать.

5. Повтори предложение так, как будешь его писать (проговори орфографически).

6. Пиши, диктуя себе, так как написано.

7. Проверь написанное: читай то, что написал, подчеркни опасные места (орфограммы) и сверяй каждое опасное место (орфограмму) с печатным текстом.

Конечно, такой приём списывания длительны и трудоёмкий, но можно отметить, что при чтении на начальном коллективном этапе активизирует внимание, достигается лучшее понимание слова или предложения. Найденные орфограммы для ребёнка условны сигнал «опасности», они привлекают внимание, дети привыкают проговаривать слова орфографически-чётко, а при записи не стараются подглядывать («срисовывать»), выполняют проверку при чтении написанного.

При систематическом использовании такой технологии количество ошибок заметно уменьшится, практически исчезнут «описки», развивается память и успешно запоминаются часто употребляемые при письме слова.

2. Прием какографии.

Одним из приемов повышения грамотности учащихся является приём какографии: умышленно ошибочного письма. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография». Какография (от греч. kakos – плохой + grapho – пишу). Педагогически не обоснованный прием обучения орфографии, заключающийся в том, что ученику предлагается для исправления текст с умышленно сделанными в нем ошибками (Розенталь Д. Э.). Данный прием позволяет в определенной степени изменить манеру общения учителя и детей – общение становится более живым.  

На уроках обучения грамоте (закрепление букв гласных) учащимся можно предложить выполнить такое упражнение: правильно написать в тетради представленный ряд букв, например, A, N, O. Прежде чем дети приступят к выполнению задания в тетради, проводится коллективный зрительный  анализ пространственного расположения элементов букв  и вносятся необходимые исправления ( мелом другого цвета неверная буква зачёркивается и сверху пишется правильно) В дальнейшем такие задания можно использовать для работы в парах или группах, когда участие каждого ученика становится более важным и весомым. Функциональную значимость этого упражнения обычно видят в том, чтобы с его помощью совершенствовать умения учащихся в зрительном анализе буквенных  знаков.

После выполнения ряда таких  упражнений детям можно задать вопрос на размышление: «Если подобные ошибки будут встречаться в словах, к чему это приведёт?» На материале слов или предложений, когда искажение затрудняет лёгкость и быстроту чтения, школьники, постепенно осваивая способ действия, переводятся на самостоятельное решение задач по нахождению и исправлению неправильных образов букв. Чтобы при самостоятельно проводимой корректуре не оставалось ни одной неисправленной ошибки, учащиеся должны сравнивать выполненную ими работу с правильной записью.

Таким образом, приём «какографии» даёт возможность раскрыть перед младшими школьниками отличительные особенности двух групп ошибок, определить приёмы работы по их обнаружению и устранению, а также обобщить способ действия по проверке написанного. Систематическое и осознанное выполнение детьми задании по исправлению «чужих» работ с опорой на установленную последовательность операции обеспечит прочное усвоение учащимися общего способа действия при проверке, что позволит качественно корректировать собственные записи.

3. Прием сознательного пропуска буквы на месте орфограммы.

Прием письма с пропуском орфограмм – это и есть основной способ «ухода» от орфографических ошибок при незнании решения возникшей орфографической задачи.

Учащиеся должны действовать так: прослушав слово, записывают столько черточек, сколько звуков в слове; затем обводят кружочком те, которые обозначали звуки в слабых позициях. После чего записывают слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски.

Окончательная запись приобретает такой вид: 3-м-чат-льн- ж-вё- в з--парк- б-г-мо-.

В период обучения грамоте при печатании слов вместо «окошек» помещаем сигнал опасности (например, красный  кружок): п . лá,  р . кá. Постепенно дети «открывают», что «опасные места» могут встречаться и на конце слова.

Такой способ письма, как убедительно доказали учёные, это важнейшее средство дальнейшего развития орфографической зоркости учащихся. Однако, для того, чтобы оно было действенным, во-первых, ему должна предшествовать необходимая подготовительная работа, а во-вторых, оно должно на протяжении какого-то времени применяться регулярно в системе.

Затем на смену пропуска всех потенциально «опасных» мест придёт пропуск только тех букв, в написании которых ученик испытывает сомнение (по субъективному критерию). Именно этот способ может обеспечить ребёнку «уход» от ошибки там, где он осознаёт наличие «опасности», но не может решить орфографическую задачу. Умение действовать по принципу «знаю букву- пишу, не знаю- оставлю пропуск», будет помогать ученику на разных этапах обучения орфографии, поскольку правила, по которым следует выбирать буквы, он будет осваивать постепенно, на протяжении длительного времени.

4. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное.

Анализируя процесс письменной речи, Л.С. Выготский писал: "Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик".

Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь. Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней  речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Способ проговаривания при письме зарекомендовал себя, как надёжное средство развития орфографической зоркости учащихся.

5. Комментирование (объяснение написания).

Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий приём: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано слово. После письма с комментированием идёт самопроверка.

6. Орфографические минутки (в начале или в конце урока).

Алгоритм проведения:

1. Прочитать текст.

2. Найти в каждом слове «опасные места».

3. Объяснить их написание.

4. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.

5. Списать. Часто проработанный текст записываем по памяти.

7. Скоростное письмо.

Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

8. Звуковой анализ слов.

Данной работе я уделяю особое внимание почти на каждом уроке, проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

9. Письмо с простукиванием.

Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

10. Использование словарей.

Уже на первых уроках знакомлю учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе становится «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида - дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.

11. «Запоминалки» (для выделения орфограммы и запоминания её правописания).

Элла, Нонна, ванна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

миллион, шоссе, программа,

грипп, аллея, телеграмма.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила. Считаю, что «запоминалки» не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

12. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

Это работа со специальными карточками, которые позволяют:

- развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

- самостоятельно проверить результат работы;

- видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после выполнения задания видит результат своей работы.

13. Работа над ошибками.

Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. 

Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. Чтобы заставить ребёнка серьёзно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательно оценки. Дети знают, что надо найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.

Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу. Пример памятки работы над ошибками:

1. Запиши и подбери проверочное слово / проверяемое написание:

Зима – зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит

Подбери 3 слова на это правило.

Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск.

Объезд, съёмка, въехал, съели.

Молодёжь, дочь, речь, рожь. 

Лыжи, жила, пружина, жизнь.

Кроме перечисленных выше методов и приемов работы над формированием орфографической грамотности младших школьников, часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи. Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической грамотности. Это процесс творческий, трудоемкий, занимающий много времени, но этот труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

В итоге, опыт работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической грамотности младших школьников с использованием обозначенных методов и приемов дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, ещё не изученные ранее. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать, помогает глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создаёт условия для успешного продолжения образования.

 

Литература:

1. В.Г. Горецкий «Русская азбука». Москва, «Просвещение», 2000г.

2. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. «Просвещение»

3. «Начальная школа» № 11, 2001г. «О способе орфографического действия.» Н.М. Котикова.

4. «Начальная школа» № 8, 2002г. «Развитие орфографической зоркости учащихся» В.Ф. Шашкова.

5. «Начальная школа» № 2, 1997 г. «Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок» Л.Н. Чистякова.

6. «Начальная школа» № 3, 2005 г. «Как эффективно тренировать орфографическую зоркость» С.В. Трушина.

7. «Начальная школа» № 8, 1989г. «Перспективы методики правописания в начальной школе» М.Р. Львов.

7. «Правописание в начальных классах» М.Р. Львов.

8. «Веселая грамматика» В. Волина. Москва, «Знание», 1995 г.

9. «Секреты орфографии» Г. Граник и др. Москва, «Просвещение», 1991г.

  

. . . . .