Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах

Дата публикации: 2023-01-29 15:18:14
Статью разместил(а):
Ярополова Светлана Вадимовна

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах

Автор: Ярополова Светлана Вадимовна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», г Кемерово

 

Аннотация: Главная задача учителя начальных классов – это социализация ребенка с ОВЗ, включение его в полноценную школьную жизнь. Тогда дети с ОВЗ не будут чувствовать себя ущербными, а педагоги получат активных, думающих и благодарных учеников.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, социализация детей.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Ежегодно в общеобразовательную школу поступает всё больше детей, имеющих отклонения в здоровье. Это могут быть часто болеющие дети, дети с плохой памятью, дети с повышенной возбудимостью и утомляемостью, дети с нарушениями концентрации, удержания внимания и с более серьезными проблемами, такими как ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП, слабовидение, тугоухость, нарушение речевого аппарата и др.

Поэтому после введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1598 от 19.12.2014) перед педагогами поставлены новые задачи, направленные на развитие учащихся с ОВЗ. Приоритетной является задача – усиление внимания к социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

В чём суть инклюзивного образования? В том, что совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ дает многое как здоровым обучающимся, так и детям с нарушениями в развитии. Здоровые дети более терпимо начинают относиться к физическим и психическим недостаткам одноклассников, у них возникает чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим одноклассникам (сверстникам), адекватного социального поведения, более полной возможности реализации развития и обучения.

Внедрение инклюзивного образования даёт детям с ограниченными возможностями здоровья право на доступное и качественное образование.

Со временем пришло понимание того, что каждому ребенку с ограниченными возможностями необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Эффективность инклюзивного образования зависит от успешности социализации, от введения в культуру, от развития социального опыта ребенка с ОВЗ вместе с освоением им учебных знаний. Поэтому совместно с классным руководителем работают и педагог-психолог, и учитель-логопед, и учитель-дефектолог, которые сопровождают детей с ОВЗ, начиная с поступления в школу.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» говорится о том, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Предельно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями сильно отличается от процесса социализации других учащихся. Поэтому учителю необходимо в своей работе:

1. Использовать к каждому ученику индивидуальный подход.

2. Предотвращать наступление утомления: чередование практической и умственной деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование красочного и интересного дидактического материала.

3. Проявлять педагогический такт. Поощрять за малейшие успехи, тактическая и своевременная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные возможности и силы.

4. Использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающих их письменную и устную речь и формирующие необходимые учебные навыки.

Так как у большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности незрелость мотивации к учебной деятельности, то поэтому поиск и использование активных методов, форм и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности развивающего, образовательного и воспитательного процесса. Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной практической и мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой на урок обучающихся и способствуют формированию исходной мотивации, вовлечению всех учеников в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

Работу с особенными детьми начинать необходимо с изучения документов. Одним из основных документов является заключение ПМПК, где прописан образовательный маршрут и рекомендации для педагогов, специалистов и родителей. Каждый педагог, начинающий работу с такими детьми, должен глубоко изучить все документы ребёнка с ОВЗ и работать в тесной связи с родителями.

Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». И действительно, самое сложное в работе педагога с детьми сейчас - это работа с их родителями. Именно от них мы можем почерпнуть основную информацию об особенностях их ребёнка. Но и здесь могут возникнуть проблемы: гиперопека родителей, непонимание проблем взаимоотношений сверстников, неполное осознание того, с какими проблемами столкнётся их ребенок в обычном общеобразовательном классе. Для этого Министерство образования рекомендует провести анкетирование родителей ребенка с ОВЗ на выявление их потребностей, то есть чего они хотят от процесса обучения и воспитания их ребенка в образовательном учреждении.

Сотрудничество с родителями особых детей очень важно! Родителям необходимо предоставлять в индивидуальном порядке, как данные о результатах диагностики, так и планы работы, динамику развития их детей с конкретными рекомендациями, как с моей стороны, так и узких специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог). Обращать внимание родителей на правильную организацию выполнения домашних заданий, на планирование внеурочной занятости.  Это очень важно, как для ребенка, так и для родителей – быть участником школьной жизни!

Существуют общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ, которых все педагоги должны придерживаться: 

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Как можно чаще общаться с ребенком.

3. Избегать переутомления.

4. Использовать упражнения на релаксацию.

5. Не сравнивать ребенка с окружающими.

6. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

7. Способствовать повышению его самооценки.

8. Обращаться к ребенку по имени.

9. Не предъявлять ребенку повышенных требований.

10. Стараться делать замечания как можно реже.

11. Оставаться спокойным в любой ситуации. 

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ОВЗ в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры;

- наглядный материал;

- использование презентаций и фрагментов презентации.

Часто ученик с ОВЗ не может полностью успевать за темпом всего класса: выполняет задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одноклассниками. Поэтому необходимо проводить индивидуальную работу.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.

Хотелось бы отметить моменты, на которые следует обратить внимание при обучении детей с ОВЗ:

1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

2. При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

3. Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени. При написании творческих работ дети получают карточки-помощницы.

4. Формулирование заданий должно быть кратким, конкретным, содержать образец.

5. Обязательно нужно давать возможность ребенку закончить начатое дело.

6. Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе, в парах. Это позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Главная задача классного руководителя – это социализация ребенка с ОВЗ, включение его в полноценную школьную жизнь. Тогда дети с ОВЗ не будут чувствовать себя ущербными, а педагоги получат активных, думающих и благодарных учеников.

Подводя итоги сказанному, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

 

Литература:

1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.

2. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2014. – 199 с. – (Коррекционная педагогика

3. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с. – (Библиотека психолога).

4. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – М.:. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 223 с. (Библиотека психолога)

5. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. 256 с.: ил. (Коррекционная педагогика)

6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 180 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

 

. . . . .