Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нравственное воспитание младших школьников

Дата публикации: 2023-02-08 21:50:54
Статью разместил(а):
Ортабаева Ольга Борисовна

Нравственное воспитание младших школьников

Автор: Ортабаева Ольга Борисовна

ГБОУ "Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования", г. Владикавказ

 

Аннотация: В статье вы узнаете, как нравственное воспитание влияет на развитие личности, и что важно для нравственного формирования личности.

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность, школьник, развитие.

Тематика рубрики: Начальная школа.

 

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». Хочется верить, что именно школа и педагог посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств» и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

Нравственное воспитание - это воспитание внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Задачи нравственного воспитания ставят своей целью целостное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и формирование навыков и привычек поведения цивилизованного человека в социуме.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития.

Содержание нравственного воспитания обеспечивается путем различных форм и методов. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире воспитанника, в его духовном состоянии. Современная школа располагает такими методами воспитания как: рассказ, беседа, пример, метод проектов, ситуационные методы, игровые методы, диспут и другие. Методы воспитания функционально зависимы от деятельности школьников, которая организуется в двух направлениях: коллективном и личностном (индивидуальном). Все методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Если проанализировать программы и учебники для начальной школы, то убедимся в том, что широкие возможности для нравственного воспитания учащихся представляет содержание обучения. Эти возможности заложены во всех без исключения учебных предметах (в разной степени по классам и предметам). Но использование их в значительной степени зависит от нашего учительского мастерства.

Для нравственного формирования личности важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует не только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям готовые решения. Это влечет за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а так же большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.   

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию учитель знакомит детей с народными сказками, былинами, проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «Осенний праздник», «Праздник книги», «Масленица»; акция «Письмо солдату», «Ленинградский набат», «Блокадный хлеб», экологическая акция «Прокормите птиц зимой» и многие другие. Знакомство с элементами видов искусства, знакомство с национальными костюмами, украшениями и традициями народа позволяет показать неразрывную связь поколений с духовными традициями народа, живет и переходит от внуков к правнукам.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабасова К.С. Формирование нравственного воспитания младших школьников \\ В сборнике: II Рождественские образовательные чтения "Традиции и новации: культура, общество, личность" межвузовский сборник научно-методических статей. под ред. Е.В. Ракитиной. 2016. С. 71-75.

2. Казанцева В.А., Павленко А.К. Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания нравственных норм у младших школьников \\ Наука и технологии в современном обществе. 2016. № 1 (3). С. 32-36.

3. Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 5-9 классы. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2014. - 240 c.

 

. . . . .