Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конференция как активный метод обучения в начальной школе

Дата публикации: 2023-02-11 20:52:28
Статью разместил(а):
Андреева Татьяна Юрьевна

Конференция как активный метод обучения в начальной школе

Автор: Андреева Татьяна Юрьевна

МАОУ «Гимназия № 56», г. Ижевск

 

Аннотация: В данной статье автор пишет о том, что участие обучающихся начальной школы в конференции стимулирует развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников, формирует их коммуникативные умения. Участвуя в конференции, обучающиеся начальной школы получают первый опыт публичного выступления.

Ключевые слова: конференция, этапы исследования, публичные выступления, школа.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

"Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут". Аристипп.

 

В свое время ещё К.Д. Ушинский ставил перед учителем задачу научить учеников учиться: «… следует передать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания».

Участие в конференции уже в начальной школе стимулирует развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников, формирует их коммуникативные умения.  

Школьная конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся, основы которой закладываются уже в начальной школе. Дети учатся наблюдать и экспериментировать, проходят весь путь исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.  

Начало любого исследования – выбор темы. В основном она носит экспериментальный характер (проведение собственных опытов, наблюдение за определенными явлениями) или теоретический (изучение и обобщение сведений, содержащихся в книгах, фильмах и других источниках информации).

Ребят интересует разное: и поведение домашних животных, и планеты вселенной, и героические страницы нашей страны, и загадочные явления.

Например, работа ученицы 4-й класса «Использование Государственных флагов Российской Федерации и Удмуртской Республики в городе Ижевске». В один из майских праздничных дней ученица обратила внимание на флаги, которые были вывешены на зданиях. Она заметила различия в размещении флагов на разных зданиях. Стали появляться вопросы: «Почему флаги вывешены по-разному? Существует ли какой-либо порядок при размещении флагов? А как правильно разместить флаги? А много ли людей знают правила размещения флагов?». В этот момент и стало ясно, что эта тема может быть интересной. Причем, это исследование стало интересно не только потому, что можно было собрать интересный материал, как-то его упорядочить, сделать выводы. Работа стала интересна еще потому, что была выявлена проблема, которая существует в нашем городе (а может и не только в нём), и можно привлечь к этой проблеме внимание и помочь ее решить, рассказав о своей работе другим. Как оказалось, позже, правила размещения флагов достаточно просты и понятны даже учащимся начальной школы. А на зданиях флаги размещаются неправильно чаще от того, что люди, вывешивающие эти флаги, даже не задумываются о том, что существуют правила расположения флагов.  

Таким образом, темы исследований ученики выбирают в соответствии со своими интересами и склонностями. Учащиеся начальной школы уже могут быть подготовлены к серьезной научно-исследовательской работе, которая продолжается и в основной школе. 

Развитие навыков личных выступлений занимает важное место в содержании образования, чем может показаться на первый взгляд. В современном мире, в котором живут и развиваются обучающиеся, как никогда актуально проблема открытости, коммуникативности. Путь к успеху большинства школьников в современном обществе лежит через общение. Умение публично выступать, является одним из важных качеств, тесно связано с функциональным развитием, умением находить контакт с людьми, заинтересовать. 

Задача учителя – помочь ребенку преодолеть этот страх и сформировать навыки публичных выступлений. В современном мире, школьник, как правило, часто сталкивается с необходимостью выступать перед публикой на конференциях, в исследовательских работах.  

Для одних учеников легко дается создать работу, но очень сложно - продекламировать результаты перед комиссией. При этом другим - наоборот, не просто даётся исследовать, кропотливо день за днем наблюдать и фиксировать результаты эксперимента, зато доставляет удовольствие выступление перед зрителями. И профессионализм учителя раскрывается в том, чтобы поддержать первых во время выступления и вдохновить на усердие вторых. Ведь каждому человеку, и ребенку в первую очередь, необходимо расширять свои возможности, открывать в себе новые ресурсы. В данной ситуации помощником учителю может выступить психолог. Какие упражнения можно предпринять, чтобы избавиться от страхов и барьеров перед публичным выступлением и сопровождения во время конференции.  

Одна из причин волнения – это страх негативной оценки зрителей, боязнь кому-то не понравиться. Задача учителя выявить это беспокойство и направить внимание ребенка перед выступлением на тему научно-практической работы, на то, чтобы зажечь этой темой всех зрителей, а не на то, чтобы понравится всем. 

Ученики начальной школы получают первый опыт публичного выступления, и не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией, поскольку на классной конференции присутствуют родители. 

Публичное выступление, сначала перед родителями, а потом и в расширенном составе, подразумевает выход из зоны комфорта: условной «территории», в которой дети чувствуют себя защищёнными. С одной стороны, зона комфорта, конечно, необходима ребенку, но с другой - без кризиса нет роста. Прекрасно, когда выход из зоны комфорта происходит в безопасных условиях под чутким взором учителя, который всегда знает, когда и умеет поддержать ребенка. Дети и подростки должны периодически выходить из зоны комфорта, чтобы впоследствии это не было для них тяжёлым и травматическим опытом.

Участие в научно-практической конференции помогает детям развивать умение сопереживать, уважительно относиться к другим ученикам, быть упорными и настойчивыми. Они учатся совершать ошибки и понимать, что любой шаг — это бесценный опыт, который помогает формировать более здоровую самооценку.

   

. . . . .