Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Совершенствование словарного запаса младших школьников путем знакомства с необычными словами

Дата публикации: 2023-02-26 19:03:16
Статью разместил(а):
Габазова Ольга Валентиновна

Совершенствование словарного запаса младших школьников путем знакомства с необычными словами

Автор: Габазова Ольга Валентиновна,

МБОУ "Кубинская СОШ № 1 им. Героя РФ И.В. Ткаченко"

 

Аннотация: Одна из задач начальной школы в соответствии с ФГОС НОО – развитие гармоничной образованной личности. Как же над этим работать? Один из путей – это расширение словарного запаса обучающегося. Во все времена красивая и грамотная  речь говорила о культуре и хорошем образовании. Детский ум пытлив, ребёнку интересно узнавать новое. Особенное внимание у них вызывают необычные вещи, в том числе и слова. Исследовательская деятельность в работе с новыми неизвестными, необычными словами помогает ребятам обогатить свою речь, стать ближе к миру книг.

Ключевые слова: слово, развитие, речь.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

"Мудрые книги говорят о том, что вначале было Слово. Поэтому слово — очень дорогой подарок". Ш. Амонашвили.

Мир интересов младшего школьника широк и разнообразен. Но ни для кого не секрет, что познают мир современные дети в большей степени с помощью гаджетов. Что дают гаджеты детям? Они помогают  освоиться в  среде, в которой предстоит жить нашим детям, а цифровая грамотность — одна из базовых компетенций, которая позволит ребенку чувствовать себя уверенно в цифровом пространстве. Но очень хочется, чтобы в жизни ребят было место  и другим вещам, способствующим  развитию гармоничной образованной личности.

Очень хочется, чтобы в их жизни было Слово. Во все времена красивая и грамотная речь говорила о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас слов свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития человека. Люди оценивают человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Поэтому, одна из задач начальной школы – направить интересы ребёнка на то, чтобы развивать его словарный запас, делая его речь грамотной и интересной. Для того чтобы красиво говорить, понимать прочитанные тексты, нужно знать много слов, умело с ними обращаться.

Для этого необходимо стремиться пополнять свой словарный запас. Детский ум пытлив, ребёнку интересно узнавать новое. Особенное внимание у них вызывают необычные вещи, в том числе и слова.

Во 2 классе мы с детьми решили создать проект «В мире слов», целью которого было обогатить словарный запас обучающихся, дать объяснение непонятным словам, которые вызвали  интерес и использовать эти слова в своей речи. Хотелось надеяться, что работа над данной темой поможет ребятам подружиться с энциклопедической литературой, разовьёт читательский интерес. При работе над  проектом, была поставлена задача найти значение  интересных слов, используя справочную, энциклопедическую литературу, консультации взрослых и создать «Толковый словарь необычных слов» в виде презентации.

Объектом исследования стали редкие, заинтересовавшие ребят, слова русского языка. По словам К. Паустовского «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Вот ребята и стали искать объяснение слов, которые их заинтересовали.

Предмет исследования: объяснение лексического значения необычных слов.

На начальном этапе выдвинули гипотезу: знакомство с неизвестными словами - источник обогащения словарного запаса. Затем стали собирать материал. Практическая значимость работы: заключалась в том, чтобы после завершения исследования уметь:

- проявлять большую познавательную активность в изучении родного языка;

- проводить исследовательскую деятельность;

- получить ответы на интересующие нас вопросы;

- подружиться с новыми книгами и научной литературой.

Наилучший источник обогащения словаря — живое общение, речь, устная и письменная, литература. По этим направлениям мы и стали работать. Побеседовали со взрослыми, обратились к художественной и научной литературе. Хорошими помощниками нам стали «Толковый словарю русского языка» С.И. Ожегова и «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Эти словари всегда стоят у нас в классе на видном месте, чтобы ребята привыкали ими пользоваться. Мы стали вести специальную тетрадь, в которую записывали необычные слова, значение которых нам было непонятно, и выписывали из словарей их значения. Потом пришло решение сделать к каждому слову картинку. Ребята  нашли в интернете, книгах соответствующие иллюстрации или нарисовали свои. Работая над нашей темой, юные исследователи поняли, что слова, как и люди, рождаются, живут, изменяются, устаревают. Слова связаны с жизнью. Изменилось время – изменилось слово.

 Все найденные слова мы расположили в алфавитном порядке, и у нас получился небольшой словарик необычных слов.

Закончив наше исследование и создав свой «Словарь необычных слов», мы выступили перед нашими сверстниками. Для большей заинтересованности была создана презентация словаря, где  каждое слово сопровождалось картинкой.

При выступлении подтвердилось, что необычные слова привлекают слушателей. Предлагаю ознакомиться с нашим словарём.

Словарь «Необычные слова русского языка»

Амбидекстр - называют тех, кто обе руки  может использовать так же, как правши используют свою правую руку. В отличие от правшей, которые показывают сильное доминирование левого полушария мозга, полушария амбидекстров развиты почти симметрично.

Апострóф - (фр. apostrophe от др. - греч. ἀπόστροφος - «обращённый назад») - небуквенный орфографический знак в виде надстрочной запятой (’), штриха или любого другого похожего начертания, который употребляется в буквенном письме разных языков в различном назначении.

Арабеска — термином обозначается восточный узор эпохи Средневековья. Такой орнамент включает геометрические и растительные орнаменты. 

Астеро́ид (распространённый до 2006 года синоним — малая планета) — относительно небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Буриме - сочинение стихов на заданные рифмы, или просто игра в рифмы.  

Выдень - это забавное слово означает будний, рабочий день или же рабочие часы.

Гавиал - а, м., одуш., зоол. Крокодил с узким длинным рылом, обитающий в реках Индии. 

Дедукция - это метод мышления, следствием которого является логический вывод, где частное заключение выводится из общего.

Евгеника - учение о наследовании здоровья, красоты, одаренности и других положительных качеств.

Заблюдник -  судница, посудник, полка, полица для посуды.  

Запуклить -  закудерить, закудрявить, завить. -ся, завиться, завить себе волосы. 

Имбовый — крутой, сильный. Это прилагательное пришло в русский язык из компьютерных игр и происходит от «имба» — сокращения английского imbalance: так в онлайн-играх называют предметы или способности, дающие кому-то из геймеров преимущества для выигрыша и нарушающие общий баланс сил.

Козлодер - плохой певчий с противным, высоким, сиплым и дрожащим голосом.

Лемниската — знак бесконечности.

Любознательность - это интерес к получению новых знаний, внутренняя открытость к людям, явлениям, окружающему миру, искреннее стремление удовлетворить познавательные потребности и получить новый опыт или впечатления.

Мондегрин — непонятные слова в песнях.

Обелус — знак деления.

Разгаляндаться - расхохотаться, шумно смеяться. 

Перфекционизм – черта личности или образ мышления, когда мы считаем, что идеал может  и должен быть  достигнут.

Промокашка — сокращенный (и разговорный) вариант сочетания «промокательная бумага». Так называли несклеенную и малоспрессованную бумагу, которая хорошо впитывает: ею буквально промакивали исписанные чернилами листы, чтобы чернила быстрее высохли и не размазались. А ещё промокашка выполняла роль современной «замазки» (или «штриха») — с помощью неё можно было избавиться от чернильных клякс, которых было не избежать.

Петрикор — запах земли после дождя.

Пюпи́тр (фр. pupitre, от лат. pulpitum - дощатый помост) - подставка для нот, бывает напольная, настольная или прикрепляемая к музыкальному инструменту. Размещается так, чтобы пользующемуся ею исполнителю удобно было читать ноты во время игры.

Полигло́т — человек, знающий много языков.

Сатирикон - «САТИРИКОН» - еженедельный журнал сатиры и юмора, 1908-1914, театр в Москве.

Феррул — металлическая часть на конце карандаша с ластиком.

Эглет  (фр. aiglet, англ. aglet) — специальный металлический или пластиковый наконечник[2] шнурка, необходимый для облегчения вдевания шнурков в обувь и предохранения концов шнурков от расплетания (разлохмачивания).

Эмпатия — способность ощущать, что переживает другой.

Юз - юза, м. Скольжение колёс, переставших вращаться.

Ядозубы - семейство ядовитых ящериц.

Познакомившись с этим словарём видно, что дети подходили к исследованию по-разному. У них разные интересы, степени увлечённости, разная ответственность. Но все они очень гордятся своим трудом.  Цель данной работы была достигнута. Наша работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит, и совершенствовать свою речь. Ребята занимались исследовательской деятельностью, знакомились с разной литературой. Я надеюсь, что это знакомство продолжится, а словарный запас будет обогащаться.

 

Список литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Издательство «Русский язык – Медиа», 2006.

2. Ланда Н. Большой детский словарь. Издательство «АСТ Астрель», 2002.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ»,1992.

4. Успенский Л. Слово о словах. Издательство «Астрель», 2010.

 

. . . . .